Форум Абхазии | ЖК "Москва" | ЖК "Остров Мечты" | ПМЖ в Сочи | Инвестиции KRD.BIZ | АК "Актёр Гэлакси" | ЖК "Огни Сочи" | Застройщики Сочи | ЖК "Романовский"

Для регистрации на форуме AllSochi.info пишите на почту: 7777636@mail.ru желаемый логин или на WhatsApp: +7 (966) 777-76-36

Вернуться   Форум об отдыхе в Сочи 2024 😎, Адлере, Хосте, Лазаревской, Геленджике, Анапе, Крыму, Абхазии. Отзывы. Частные гостиницы. Санатории. Недвижимость. > Отдых в России и ближнем зарубежье > Отдых в России

Отдых в России Россия славится не только Черноморским побережьем.

Если Вы уже отдохнули или переехали на ПМЖ, расскажите о своём переезде или отдыхе, примите участие в конкурсе с денежными призами!



Ответ
 
Опции темы
Старый 30.11.2012, 22:56   #1
Gold_fishechka
Участник
 
Аватар для Gold_fishechka
 
Регистрация: 21.01.2008
Адрес: в горах у моря :-)
Сообщений: 4,384
Архыз. Прогулка по местам силы или в двух шагах от Бога до Неба .

Те, кто читал мои отчеты раньше, наверняка помнят мою любовь к горам, поэтому объяснений почему я опять пишу про горы — не будет, люблю я их, вот и все причины.

Пишу я, как и раньше, как Бог на душу положит, посему требовать от меня соблюдения стиля, чистоты слога и последовательности не стоит, считайте сей текст вольным изложением услышанного и увиденного, вперемежку с прочувствованным и осознанным лично мною, опытом.
Заранее оговариваю, моя версия всего, что будет изложено и описано не претендует на научно-доказанную или обоснованно принятую в какой-либо из конфессий, в пересказе фактов я буду стараться быть максимально достоверной к тем источникам, от кого эту информацию получала, а в остальном, предлагаю верить мне или нет на свое личное усмотрение.

Итак, еще свежи мои эмоции, и не выкинут блокнотик с записями на коленке, а это значит, что совсем недавно меня занесло в места для меня совершенно не случайные. Я, в компании тех, кто поддался на мои уговоры «рвануть в интересное место прямо завтра на рассвете» отправилась в Архыз из Пятигорска, в котором гостить собиралась по необходимости, всего два дня и по совершенно определенному поводу. Но, жизнь, как обычно внесла свои коррективы и оказалось, что мне придется задержаться еще на пару дней, ну не сидеть же у телека или не бродить по улочкам пасмурного города без цели, когда вот они рядом — горы Кавказа, в которых чудес и истории больше, чем где-либо еще. Предыстория этого рывка слегка фантосмагорична: несколько раз за это лето, водя гостей на Черноморье к дольменам совершенно разным и разбросанным от Вишневки до Дагомыса, я себя ловила на том, что энергетически не только меня «тянет» к совершенно определенным дольменам, но и при попадании в поле действия этих конкретных дольменов я чувствую что-то сродни эмоции узнавания, излучаемую в мой адрес. Ага, мне и самой смешно, но вот так чую, что эти нагромождения камней меня "узнают" и радуются мне при «встрече», ну раз уж люди огорчаются, пускай хоть камни будут рады. После одного из таких походов мне приснился каменный круг с водой в центре, как будто это большое зеркало, при этом размеры этого «зеркала» очень большие, метров под сто, ну или мне они такими кажутся во сне. Стены круга были выложены камнем, высота этих стен была явно выше меня самой и смотрелась я во сне в это « зеркало» как-бы сверху и искоса.
Честно, первый свой сон с кругом-зеркалом я даже не записала, когда увидела его снова, прямо во сне и вспомнила, что я это место знаю, видела уже, вот только подробностей, где и когда я это видела — не помню... После второго сна, я стала искать картинки с каменными кругами в инете, с интересом явным, но пока слабо оформленным, отвлекаясь и переключаясь по пути на все, что попадалось интересного. В третий раз в своем сне, кроме круга я увидела что-то вроде развалин и храма, больше похожего на византийский, чем на христианский. Интересно бывает найти в интернете то, что тебе снится, по крайней мере у меня внутри появился зуд детектива, надо же хоть себе самой доказать, что это не брешь в моей крыше, а и правда, что-то я выловила в подсознании собственном под воздействием приветливых камней-дольменов... В итоге мои поиски увенчались если не успехом, то набором совершенно явных предположений, что и где искать, и одним из таких, вроде бы похожих, по чужим фото в интернете и описаний оказалось место древнего городища в нижнем Архызе. Находки мои в инете мною отложились до подходящего времени и случая, а тут вот оно - и случай, и время - сбылись !
Поэтому, как только выяснилось, что у меня вагон времени — целых два дня!!!, и я всего-то в нескольких часах пути от Архыза, я тут же стала подбивать народ «для компании в поездку». Подбила. На этом предыстории конец, дальше будет сама история...

Утро началось рано, за окном было темно, меня томило желание отчалить побыстрее и суетный кофе с просыпу, вкупе с недовольным бурчанием тех, кто вчера согласился ехать, а сегодня бубнил себе под нос « и чего вставать в такую рань, никуда не убежит Архыз, можно было и попозже выезжать» мною просто пропущен было мимо ушей, все равно ведь встали и едем, чего заводится то, пущай себе бурчат :-). В машинку мы сели еще затемно, и я размечтавшись или задумавшись не заметила, как уснула. Глаза мои открылись когда уже рассвело, и как ни странно, за окнами довольно миролюбиво паслась будущая тушенка и теоретический шашлык, солнце, едва выкатившись из-за горизонта пробовало краски нежности на небе и пробы эти будили внутри, что-то непередаваемо щемящее, чуть дальше, за мелькнувшим в окнах населенным пунктом, поля оказались совсем чистыми, без признаков человеческого присутствия.
IMG_1246.jpg IMG_1247.jpg
Вышли из машины, ощущения немного СЮР, но трак бывает по утрам, когда людей в округе нет,
IMG_1249.jpg IMG_1252.jpg (где-то там посередине кадра парит орёл, но фотосумка моя дома, а фот прихвачен с собой со штатной пластмассой 18-65, так что точка посередке - не шумы, а всего лишь гордая птица, парящая вдали...)
действительность не воспринимается реальностью, а кажется свежепридуманным сюжетом, в котором художник- солнце всего лишь пробует в набросках сегодняшние свежие краски.
IMG_1266.jpg
Мой словарный запас тотчас же пополнился новым смысловым выражением «выйти пос*смотреть на природу», что в привязке к природе, в виде одного деревца этак километров на несколько стало занимательной историей, про «девочки налево от природы, мальчики направо от природы». IMG_1265.jpg Этот кадр сняла специально - для "наглядности природы".

* продолжение не просто следует, оно обдумывается: что лучше, нарытые сведения из официальных источников добавить во вложения текстовые, кому интересно, тот прочтет, или уже копировать все в текст повествования, слегка отвлекая от основной темы ?
__________________
День сегодня ясный. Хотелось бы, чтобы в душах, умах и сердцах окружающих, была бы такая же ясность.
Gold_fishechka вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.11.2012, 23:13   #2
Luska
Победитель конкурса отзывов 2011
 
Аватар для Luska
 
Регистрация: 16.04.2008
Адрес: г.Балашиха МосОбл
Сообщений: 13,214
Репутация: 603851
Цитата:
Сообщение от Gold_fishechka Посмотреть сообщение
... что лучше, нарытые сведения из официальных источников добавить во вложения текстовые, кому интересно, тот прочтет, или уже копировать все в текст повествования, слегка отвлекая от основной темы ?
мне больше нравится, когда по тексту повествования, как бы объясняя или поясняя что-либо.
__________________
Мир соткан из "если"...
Случайности, накапливаясь, переходят в закономерность....
Luska вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.11.2012, 23:22   #3
Наталья Т.
Участник
 
Регистрация: 12.05.2011
Адрес: Волгоград
Сообщений: 9,275
Репутация: 2338812
Мне всё равно. И так и эдак почитаю с удовольствием.
Наталья Т. вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.11.2012, 23:31   #4
М@руся
Автор
 
Аватар для М@руся
 
Регистрация: 23.07.2010
Адрес: Новый Уренгой
Сообщений: 4,579
Репутация: 162423
Буду читать, с удовольствием, любой вариант рассказа.
__________________
Худею... Сладкое не предлагать, в гости не звать, чаем не поить... через клетку не кормить...
М@руся вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.11.2012, 23:57   #5
Si-Da
Автор
 
Регистрация: 12.05.2009
Сообщений: 10,518
Мне нравится, когда эти сведения из источников передают своими словами и своими впечатлениями
А у тебя точно получится , Тин, так что - вся ВНИМАНИЕ!
Si-Da вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.12.2012, 00:00   #6
Виталия
Призёр конкурса отзывов
 
Аватар для Виталия
 
Регистрация: 12.07.2012
Адрес: Анапа
Сообщений: 6,256
Репутация: 856488
Цитата:
Сообщение от М@руся Посмотреть сообщение
Буду читать, с удовольствием, любой вариант рассказа.
Присоединяюсь......
Виталия вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.12.2012, 00:02   #7
Gold_fishechka
Участник
 
Аватар для Gold_fishechka
 
Регистрация: 21.01.2008
Адрес: в горах у моря :-)
Сообщений: 4,384
Вот скажите мне, какие ассоциации у вас вызывает слово «маруха» ?
Мне в голову цепляется только фраза из «Место встречи изменить нельзя», помните ? Там: « Маруха все-таки оказалась наводчицей..»... А тут табличка и река, но я ж зануда, в блокнотик чирканула и аж три значка себе поставила «!!!» - чего я такого важного себе пометила ? А вот в итоге оказалось что :

Цитата:
Так называется село, река и ледник в Карачаево-Черкессии, на восток от Архыза. Сегодня район малопосещаем по ряду причин - в высокогорье пограничники не пускают...
(точнее пускают, но скрипом, с очень большим скрипом сказала бы я: паспорта, водительские удостоверения, цель посещения, время посещения — в общем пришлось таки заполнять не таможенную декларацию, но бланк, чем-то напоминающий заявление на получение пропуска, хотя пропуска нам так и не выдали, в итоге), общественный транспорт даже в село Маруха ходит редко, а оттуда ведь ещё 40 км до пограничной заставы и самых интересных мест. Дорогу чистят, периодически, но и сейчас есть несколько проблемных мест, в общем добраться самим до озера «Каракель» нам так и не удалось, слишком городская оказалась машинка, туда бы вездеход... Ну и ладно, я не стала огорчаться, фотку я вам все-таки покажу, не свою, но с одного из мною горячо любимых ресурсов,
Ссылка скрыта

а похожее по свойствам (черное озеро — мертвое озеро) покажу уже из другого ущелья, дальше и со всеми подробностями.
Цитата:
Однако район очень красив и перспективен. Широкие долины чередуются с узкими ущельями, ближайшее из которых начинается всего в 6 км от села и тянется на два километра, внезапно заканчиваясь просторным выпасом, где растут гигантские грибы-дождевики. Ещё через десяток километров - скальный прижим, в котором зияет пещера - редкое явление для этих мест. Буквально через 7 км прямо на реке обозначены водопады. На подходах к ним не покидает ощущение, что картографы ошиблись - нет никаких прижимов, не проглядывается водопадная ступень в долине, река течет ровно так как и текла до этого. Но вот - дорога делает петлю и приводит к мосту через реку, прямо под которым в узкую щель втискивается река Маруха, падая каскадом с уступов. Чуть выше - ещё один водопад.
Здесь Маруха совсем похожа на степную реку - широко изгибаясь, она неспешно течет вниз. Тут же, в долине, находится озеро с распространенным на Кавказе названием "Каракель", что в переводе означает "Черное озеро". И именно во втором варианте его и знают местные жители, однако вопреки их мнению, в озере нет рыбы. Происхождение озера ударное - некогда со склона сошла мощная лавина, выбив глубокую яму, что впоследствии заполнилась водой.
У самого ГКХ лежит Марухский ледник, через который проходил путь на Марухский перевал. Здесь во время Великой Отечественной войны проходили ожесточенные бои. До сих пор нередки находки снарядов и вооружения, а в особенно теплые годы из ледника вытаивают погибшие солдаты. Так, в 1962 году нашли стразу массу останков советских воинов, которых захоронили в станице Зеленчукской. К сожалению, ледник и перевал сейчас закрыты для посещения простыми туристами и лишь изредка делают исключения для групп, которые восстанавливают памятники, воздавая дань нашим дедам. Замыкают долину исполины - вершины Марух.
Немного краткой истории и политики:

Территория Карачаево-Черкесии в конце первого тысячелетия нашей эры входила в государство аланов, сохранились отдельные архитектурные памятники той поры: Зеленчукские, Сентинский, Шоанинский христианские храмы, городища. С первой половины XIX века (по русско-турецкому Адрианопольскому миру 1828) территория современной Карачаево-Черкесии входит в состав России как Баталпашинский отдел Кубанской области.
С 1918 года здесь устанавливается советская власть. С 1 апреля 1918 года территория была частью Кубанской Советской Республики, с 28 мая 1918 года — частью Кубано-Черноморской Советской Республики, с 5 июля по декабрь 1918 года — частью Северо-Кавказской Советской Республики. С декабря 1918 по апрель 1920 — контролируется белогвардейскими ВСЮР. С 20 января 1921 года — частью Горской Автономной Советской Социалистической Республики.
12 января 1922 года образована Карачаево-Черкесская автономная область в составе Юго-Восточного (с 1924 года — Северо-Кавказского) края, с центром в станице Баталпашинской (переименованной затем в город Сулимов, Ежово-Черкесск и наконец получившей современное название Черкесск).
26 апреля 1926 года постановлением ВЦИК КЧАО разделена на Карачаевскую автономную область, Черкесский национальный округ (с 30 апреля 1928 — автономная область), Баталпашинский и Зеленчукский районы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР Карачаевская автономная область ликвидирована 12 октября 1943 года, а карачаевцы были признаны пособниками фашистских войск и 2 ноября 1943 года депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Южная часть Карачая отошла к Грузии (как Клухорский район), а бо́льшая часть была присоединена к Ставропольскому краю.
9 января 1957 года, в связи с реабилитацией карачаевцев и разрешением на их возвращение в родные края, территории, переданные в 1943 году в состав Грузии, возвращены РСФСР, Черкесская автономная область ликвидирована, и воссоздана Карачаево-Черкесская АО в границах 1922 года в составе Ставропольского края.
30 ноября 1990 года Карачаево-Черкесская автономная область вышла из состава Ставропольского края и была провозглашена Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республикой (КЧССР) в составе[источник не указан 1185 дней] РСФСР, что было утверждено постановлением Верховного Совета РСФСР от 3 июля 1991 года.
В 1989—1991 созванные национальными движениями съезды отдельных народов Карачаево-Черкесии стали обращаться к руководству РСФСР с просьбой о восстановлении или создании отдельных автономий.
На съездах депутатов всех уровней были провозглашены:
18 ноября 1990 года — Карачаевская Советская Социалистическая Республика (17 октября 1991 года — Карачаевская Республика),
27 октября 1991 года — Республика Черкесия,
в ноябре 1991 года — Абазинская Республика,
19 августа 1991 года — Баталпашинская Казачья Республика и Зеленчукско-Урупская Казачья Советская Социалистическая Республика (30 ноября 1991 объединившиеся в Верхне-Кубанскую Казачью Республику).
После многодневных многотысячных митингов 3 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета Карачаево-Черкесии было принято обращение к федеральному центру о признании отдельных республик.
В январе 1992 года Президент России Борис Ельцин был готов признать разделение Карачаево-Черкесии и внёс на рассмотрение в Верховный Совет РСФСР проекты законов «О восстановлении Карачаевской автономной области и Черкесской автономной области в составе Российской Федерации». Была создана комиссия Верховного Совета по образованию трёх автономных областей — Карачаевской, Черкесской, Баталпашинской.
28 марта 1992 года состоялся референдум, на котором, согласно официальным результатам, большинство населения Карачаево-Черкесии высказалось против разделения. Разделение узаконено не было, и осталась единая Карачаево-Черкесия, с 9 декабря 1992 года ставшая Карачаево-Черкесской Республикой.

Карачаево-Черкесская Республика находится в составе Российской Федерации. Название республики по этническим наименованиям двух основных проживающих в ней народов: карачаевцев (самоназвание карачайлы) и черкесов (самоназвание адыге).



Вот тут наглядно видно, куда нас занесло, в поисках приснившегося мне каменного круга, относительно ЧПК и главного кавказского хребта ...
__________________
День сегодня ясный. Хотелось бы, чтобы в душах, умах и сердцах окружающих, была бы такая же ясность.

Последний раз редактировалось Gold_fishechka; 01.12.2012 в 21:40.
Gold_fishechka вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.12.2012, 16:53   #8
Gold_fishechka
Участник
 
Аватар для Gold_fishechka
 
Регистрация: 21.01.2008
Адрес: в горах у моря :-)
Сообщений: 4,384
Немного погодя миновали еще один пограничный блок-пост, ( может он и не пограничный, но опять паспорта, список посещающих и строгое обязательство "покинуть территорию не позднее 19.00). Буквально в ста метрах от него вход (въезд) на территорию исторического заповедника.

Перед блок-постом переехали реку Большой Зеленчук, скажу пару слов и об этой славной речке...
Зеленчук - самая популярная река на северном Кавказе. Эта популярность обусловлена удобством заброски, наличием весьма привлекательных препятствий и незначительной протяженностью сплавной части, природными богатствами горных массивов и чистейшей экологией.
Большой Зеленчук – река на Северном Кавказе (Россия), левый приток р. Кубань. Берёт начало двумя истоками - Псыш и Кизгыч, стекающими с северных склонов Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа. Протекает по Карачаево-Черкесии и Ставропольскому краю. Длина 158 км.

Реку Б. Зеленчук можно назвать эталонной рекой для Северного Кавказа. По единогласному мнению побывавших там в разные годы, главной чертой реки является очень большая скорость течения (до 20 км/ч) и почти полное отсутствие плесов в верхнем каскаде препятствий. С точки зрения эстетики река очень хороша. В верхнем течении встречаются кусочки настоящей тайги, долина очень живописна и даже романтична. В нижнем течении река пропиливает дорогу среди пластов известняка, образуя живописные обрывы.
По левому берегу располагается одна из частей Тебердинского заповедника, в которой мы и направляемся.

Здесь опять будет небольшое отвлечение:

Гулять мы собирались по развалинам древнего городища – развалины эти, останки города Магас. Учёные предполагают, что именно здесь была столица и центр патриаршества древней Алании.
Ма'ас (Маас, Магас) — столица древнего Аланского царства, исчезнувший город, известный историкам по упоминаниям в летописях Византии и других стран.
Алания существовала с начала I тысячелетия до середины XIV века, пока не пала под нашествием монголов. Это была уникальная культура на территории современной России — только здесь одновременно употреблялись и мирно сосуществовали три типа евразийской письменности — тюркская руническая, греческая и арабская.
Существуют разные варианты перевода данного наименования города. В числе прочих, в частности, предлагается вариант «город солнца». Согласно Ал-Масуди (ум. в 345 г.х./956 г.):
Цитата:
Царство аланов (mamlakat al-Lan) граничит с дагестанскими аварцами (al-Sarir)... Его столица называется Маас (Ма’ас), что означает - "благочестие
На "России К" был фильм
В период своего расцвета, Магас представлял собой огромный по меркам Кавказа по тем временам город с более чем 15 тысячами жителей. Он располагался в горной долине на высоте 1150 м, и имел размеры 3 км•0,5 км, а общая площадь города была 95 га.
Согласно проведенным раскопкам и исследованиям, в Магасе были широко распространены письменность, религиозное просвещение, высокохудожественные ремесла и стекло. Даже шелковые ткани, столь ценные во всех европейских странах, здесь шли на украшение повседневных одежд взрослых и детей.
Таким изобилием город и вся Алания были обязаны выгодному географическому положению — по территории аланского государства проходили стратегические маршруты евразийского Великого Шелкового пути. Столбы-указатели — менгиры — до сих пор находят еще в окрестных горах, именно по ним двигались караваны по дороге, издавна соединявшей Китай и Среднюю Азию с Римской империей. Караваны с несметными богатствами шли через горные перевалы к Черному морю, а уже оттуда на кораблях отправлялись в Византию и Египет.
Во время кампании 1238—1239 гг. нашествия на Русь и Кавказ монголо-татары захватили сначала равнины Алании, а затем в январе 1239 года и Магас, наиболее значительный и укрепленный её го*род. В результате Алания перестала существовать как полити*ческое образование, что стало крупнейшей для средневекового Северного Кавказа катастрофой, перекроившей всю жизнь региона.
Если интересно, то уже после поездки я нашла на ютубе фильм , правда там речь идёт о средневековых аланах, но ссылаются авторы фильма на то, что потомками алан стали осетины, 1.5 часа, но я не пожалела, что посмотрела.

Ссылка скрыта

DSC02952.jpg

Городище простирается на четыре с половиной километра, отчётливо выделяются три улицы, ряд переулков, остатки каменных стен, развалины храмов, жилых домов, хозяйственных построек, могильники и даже дохристианские святилища. Немного подробнее о главном из них, , скромно поименованным "солнечными часами" или ликом воина - тюрка.
Ссылка скрыта
Если просто внимательно посмотреть на фото, то мы увидим классический символ язычества - каменный фаллос. Ссылка скрыта
Фаллос – символ плодородия и возрождения. Подобные камни были характерными для многих мест идолопоклонства (Лчашен, Мецамор, Шамирам, Кармир Блур, Ошакан и другие). Когда матриархат сменился патриархатом, сменились и культы. Считается, что наиболее ярким культом, который лучше всего выражает мужское начало, является фаллический культ. Фаллосы из камня находят в различных уголках Земли - их высекали из камня с такой анатомической дотошностью, что по сохранившимся памятникам можно изучать анатомию и некоторые обычаи древнего человека.
В язычестве фаллос считался священным, так как он символизировал оплодотворение. Первоначально фаллический культ, по всей видимости, возник при до-племенном общественном строе, затем распространился в древней Греции, Риме и на Востоке. Этому символу все еще поклоняются последователи индуизма и некоторые африканские племена.
Сочетание камней с формами женского и мужского начала представляло собой нечто большее, чем просто оплодотворение и рождение. Оно олицетворяло равновесие созидания женщины и мужчины. В Древнем Мире символы мужского и женского начал ставились рядом в индийских, египетских и древнегреческих храмах.

Во времена существования аланского государства Архыз стал одним из центров раннего христианства. Здесь находятся остатки крупного средневекового Нижне-Архызского городища, на территории которого сохранились три великолепных храма. Они построены мастерами византийской школы в середине X века, за несколько десятилетий до возникновения первых христианских культовых сооружений в Древней Руси.



Южный (Ильинский) храм Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный храм. Как установлено современными исследованиями, эта церковь, при постройке в Х веке !!!, была посвящена святому пророку — Илии. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено ее древнее имя Ильинская.


ОБ ИЛЬИНСКОМ ХРАМЕ И МОНАСТЫРЕ, ОСНОВАННОМ ПРИ ХРАМЕ
Александро-Афонский мужской монастырь был расположен на правом берегу реки Большой Зеленчук, в среднем ее течении, близ пос. Нижний Архыз. В X-XVI вв. эта территория принадлежала Аланской епархии, в 1590 г. вошла в состав Астраханской, затем Донской, Кавказской епархий Русской Православной Церкви, с 1885 г.- Ставропольской епархии Русской Православной Церкви. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь основан на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского монанстыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 г. с целью восстановления христианства среди мусульман. Монастырь учрежден по уставу монастырей священной горы Афон указом Святейшего Синода от 18 окт. 1889 г. с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Открытие монастыря состоялось 12 ноября 1889 г. освящением епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного («среднего») храма обители во имя св. кн. Александра Невского. Игумен Серафим стал первым настоятелем и строителем монастыря (1887-1903). В те дни в обитель прибыла копия с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской, считавшейся покровительницей гор. Писал образ московский художник Дмитрий Струков, много сделавший для сохранения фресок древних храмов Кавказа и их внешнего вида. В свое время Гребневскую икону казаки города Гребнева преподнесли Дмитрию Донскому, возвращавшемуся с победой после сражения на Куликовом поле. Несмотря на начавшиеся снежные бураны, экипаж с епископом Владимиром благополучно после трех дней пути и переправы вброд через бурный Зеленчук прибыл в обитель. Несколько отставшие певчие и дьяконы с ризницей прибыли только на следующий день, поэтому вечернее богослужение владыка совершал с местным духовенством. Утром, за литургией о. Серафим был возведен в сан игумена - первого игумена Александро-Афонской Зеленчукской пустыни. Архипастырь вручил ему также игуменский жезл, напутствуя своими наставлениями. Храм был полон молящимися паломниками, а богослужение сопровождалось протяжным пением монахов с сохранением напевов, принятых на Афонской горе. Крестным ходом были освящены отстроенные здания храма и келий братии. На следующий день, прощаясь, владыка Владимир вынес из алтаря Иверскую икону Божией матери, благословив ею обитель. Вокруг монастыря поселилось много отшельников. Они жили в сохранившихся и до наших дней более чем в 60 уединенных келиях-пещерах, искусно вписанных в ландшафт. В некоторых из них заметны остатки лежанки, печки. Титаническим трудом монахов к монастырю была проложена надежная, местами каменная дорога вдоль берега Зеленчука, в лесах возводились подпорные стенки и террасы. Монахи зарабатывали себе на жизнь тем, что резали из дерева посуду, плели корзины. Казаки носили им хлеб. Александро-Афонскому Зеленчукскому монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях реки Кубани (близ аула Хумара и села Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя Великомученика Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 г. братия монастыря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, который в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жененский монастырь. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей Святого Георгия и мученицы Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Обитель еще существовала, молилась, трудилась. Монастырь, кроме всего прочего имущества, имел паровую гидравлическую маслобойню, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Зеленчукской, Баталпашинской, под Гулькевичами. В 20 верстах от пустыни находился покровский скит. С начала основания монастыря под его покровительство были переданы также Сентинский и Шаонинский храмы, реставрация которых началась еще по благословению епископа Владимира. ...Закрытие монастыря в Зеленчукском ущелье и Георгиевского скита, как и повсюду в России, было отмечено кровопролитием и поруганием святынь. Были расстреляны три монаха. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Одну из них - икону Святой Троицы - тайно вынесла девочка Зоя, дочь репрессированного священника. Сейчас эта икона стоит на левом клиросе зеленчукского храма святых апостолов Петра и Павла. На территории монастыря по советской традиции в 30-е годы находилась колония для преступников, затем жили дети-сироты из блокадного Ленинграда. С 2000 года эта территория принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Заповедный режим не позволяет вести широко строительство, реставрацию, богослужения в древнехристианских святынях - византийских храмах, благоустраивать святые места, впитавшие капли пота и крови многих поколений людей, жаждавших покаяния, общения с Богом, трудов во славу православия и Отечества.... Среди развалин монастырских построек, сильно пострадавших также и в Великую Отечественную войну, растут крымские сосны, грецкие орехи, липы, плодоносят до сих пор более 50-ти яблонь, посаженных монахами, сохранились подземные ходы, порой в рост человека, ведущие к Зеленчуку. Следует отметить и то, что вся территория монастыря - почти сплошь монашеские захоронения. Только у Северного храма они идут в три яруса, и их более 300. «Южный» зеленчукский храм передан Ставропольской и Владикавказской епархии (ныне – Пятигорская и Черкесская епархия) Русской Православной Церкви и освящен во имя пророка Илии, в нем возобновлены богослужения. Этот храм, еще при постройке в Х веке, был посвящен святому пророку - Илии. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено его древнее имя - Ильинский. Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами: 20 на 25 греческих футов (1 греч. фут равен 30,8 см). Поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью.

Порадовали меня растяжки и указатели ... IMG_1289.jpg


Но раз уж, через инет великий и могучий пошла вставлять фото, добавлю и видео


Первым храмом Нижне-Архызского городища, который издалека был виден купцам "шелковых" караванов, возивших товары из Китая в Византию, был величественный и монументальный "Северный" храм - самая крупная христианская церковь Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв. нашей эры. По своей архитектурной композиции он представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Полукруглые апсиды собора, где размещается алтарь, направлены на восток. Это соответствует древнейшим канонам, согласно которым христианский храм повелевалось созидать "...наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим".

Зодчий, строивший этот собор, в качестве исходного модуля построения его архитектурной формы взял сторону подкупольного квадрата. При этом длина храма без притвора (21 метр) равна его высоте и в два раза больше его ширины. Пропорциональная соразмерность архитектурных форм собора позволяет утверждать, что строил его высококвалифицированный зодчий византийской школы (по канонам Витрувия "...длина храма определяется тем, что ширина его должна быть вдвое меньше длины"). У византийского зодчего, понимавшего под гармонией соединение частей в целое, один исходный размер - модуль, давал начало всему, и невидимая нить соединяла все части церкви в единое целое.

С севера, юга и запада храм имеет большие открытые притворы со входами вовнутрь, а венчает его барабан с шатровым куполом. Стены состоят из двух панцирей, сложенных на хорошо отесанных блоков местного камня-песчаника с бутобетонным заполнением между ними. Это античная техника "opus incertum" с применением кладки "тычком и ложком" в углах здания.

Во время раскопок внутри собора, в нартексе, археологом В.А.Кузнецовым обнаружена крещальня, сделанная из плоских, каменных плит. В этой купели происходило одно из главных таинств христианства - обряд крещения, приобщение к лону христианской церкви. Именно здесь в начале Х века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории.

Особое положение Северного храма подтверждается и другими археологическими находками. Летом 1940 года в ходе раскопок у южной стены храма найдено богатое женское погребение. В нем сохранилось более ста ювелирных украшений, в основном - мелкие золотые нашивки на платье в виде трилистников, но были и более крупные предметы: серьги, перстни со вставками из полудрагоценных камней. На одной из таких вставок вырезана арабская надпись с именем армянского царя Ашота I из династии Багратидов, который правил Арменией в 886-891 годах. В погребальном склепе, помимо украшений, найден большой ком зерен бузины и галеги, что свидетельствует об остатках языческих ритуалов в христианском захоронении внутри церкви.

Стены храма в интерьере были покрыты великолепной фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней, К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д.М.Струков (рисунки хранятся в архиве ИИМК). По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у алан в то время не было.

Исследователи фресок отметили, что предварительное прочерчивание рисунков по сырой штукатурке (графья) не применялось, контуры фигур наносились кистью (коричневой краской) и затем расписывались другими цветами.

Из материалов Д.М.Струкова следует, что наибольшее количество фресок сохранилось на северных стенах и барабане. Это изображения святых с нимбами, в округлых шапках и широких ниспадающих одеждах. Данная живопись, являющаяся наиболее древней фресковой живописью в России, нуждается в специальном искусствоведческом анализе и еще ждет своего заинтересованного исследователя. Пока лишь можно отметить, что, судя по изображению апостолов в барабане храма, он расписывался в соответствии с каноном византийской церковной живописи. Изображение в центре купола Христа Вседержителя (Пантократора), а вокруг - апостолов, разнесших его благодать по всему миру, связано с космологической символикой раннехристианских концепций. Очень интересны и разнообразны орнаменты оконных проемов в алтаре и барабане. Так, роспись окна центральной апсиды - чередование черных, серых и красноватых остроугольных полос, ограниченных вертикальными полосами тех же цветов, выполнена в виде имитации мрамора. Этот же прием мы видим и в двух других окнах апсид.

Элементы орнамента, напоминающие сердцевидные фигуры и трехлепестковые бутоны, имеют аналоги в декоре византийских книжных рукописей IХ-Х вв. Причудливо извивающиеся полосы в обрамлении окна апсиды являются развитием излюбленного в византийской живописи мотива вьющейся виноградной лозы. С учетом того, что орнаментальный пояс над головами двух святых также имеет византийское происхождение, можно говорить о явном византийском влиянии на орнаментацию фресок собора. При глубоком анализе орнаментов наверняка удастся выявить и местные художественные мотивы, которые явно присутствуют в них.

Весьма интересен вопрос о чине освящения собора. В письменных источниках сведений об этом найти не удалось. Поэтому научными сотрудниками Карачаево-Черкесского музея-заповедника были проведены специальные исследования, связанные с определением точного азимута главной оси церкви и его привязки к датам юлианского календаря.

Полученные данные позволяют утверждать, что храм был посвящен святителю Николаю Мирликийскому и, следовательно, мог именоваться Никольским.

В связи с этим важно упомянуть, что крещение Алании в 916 году произошло во многом благодаря усилиям тогдашнего константинопольского патриарха Николая Мистика. Возможно, что имя собора связано и с этим историческим фактом.

В настоящее время в храме проводится богослужение только один раз в году, 6 мая - в день памяти одного из наиболее почитаемых на Северном Кавказе святых - Георгия Победоносца.

Любительская съёмка из северного храма.


Служба в Свято-Троицком храме нижнего Архыза.


Гулять мы начали утром - тени еще резкие в ущелье.. IMG_1288.jpg
__________________
День сегодня ясный. Хотелось бы, чтобы в душах, умах и сердцах окружающих, была бы такая же ясность.

Последний раз редактировалось Gold_fishechka; 01.12.2012 в 23:04. Причина: добавления и исправления
Gold_fishechka вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.12.2012, 17:45   #9
Magnoliya
Участник
 
Аватар для Magnoliya
 
Регистрация: 06.08.2007
Адрес: Калуга
Сообщений: 3,044
Репутация: 606955
Что-то видео не видно.
__________________
Море - великий примиритель. - Ф. Искандер
Magnoliya вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.12.2012, 18:18   #10
Виталия
Призёр конкурса отзывов
 
Аватар для Виталия
 
Регистрация: 12.07.2012
Адрес: Анапа
Сообщений: 6,256
Репутация: 856488
Цитата:
Сообщение от Magnoliya Посмотреть сообщение
Что-то видео не видно.
А у меня только любительская съёмка показывает...
Виталия вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Метки
архыз, эмоции и впечатления


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 02:46. Часовой пояс GMT +3.

Copyright © 2004 - 2024 AllSochi.info

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot