|
Общение на разные темы Говорим обо всём что не попало в другие разделы форума. |
Результаты опроса: изобразение на станции "Достоевская" надо: | |||
Оставить как есть | 9 | 60.00% | |
Переделать | 4 | 26.67% | |
Затрудняюсь ответить | 2 | 13.33% | |
Голосовавшие: 15. Вы ещё не голосовали в этом опросе |
|
Опции темы |
20.05.2010, 13:54 | #1 |
Участник
Регистрация: 26.06.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 218
Репутация: 24383
|
Мамаши и Достоевский
В Москве возник горячий спор на тему изображения на открывающейся в мае станции метро "Достоевская". Изображение (пока) выглядит так:
На эту тему появилась замечательная статья журналиста Андрея Архангельского "Мамаши и Достоевский", опубликованная в газете "Взгляд": "Художник способен спорить с властью, бизнесом, военной машиной; но он оказывается бессилен в борьбе с тезисом «Я – мать, мне лучше знать». История с оформлением московской станции метро «Достоевская» выявила самого опасного врага современного искусства. Новую столичную станцию метро «Достоевская» оформил художник Иван Николаев: Раскольников, замахнувшийся топором на Лизавету, Кириллов («Бесы») с пистолетом у виска, младший Верховенский, целящийся в Шатова… Плоскостное, локальное изображение фигур, продиктованное «природой материала» – флорентийской мозаикой, неожиданно точно обобщает Достоевского: жалкие и смешные человечки вооружаются пистолетами и идеями, чтобы внушить себе и другим, что они не так жалки и смешны. Художественная манера, напоминающая Пиросмани, одновременно выглядит и как дань современности (язык комикса), и как пародия на современное упрощение искусства. Работа имеет самостоятельную ценность: художник не побоялся стать соавтором Достоевского, а не придыхателем и прилежным копиистом, как сегодня принято. Когда фрагменты оформления станции (ее планируют открыть в конце мая) были опубликованы в Интернете, общее мнение свелось к тому, что это «мрачно» и «суицидально». И что без сцен насилия (убийства и самоубийства), «без этого натурализма» можно было бы обойтись. Это общее мнение было доведено до начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева: как утверждают «Известия», «посетив строительство станции, он поднял вопрос о необходимости демонтажа мозаик». На вопрос журналиста: «А если вас попросят поправить панно?» – художник Николаев ответил: «Это все равно что попросить Репина пририсовать улыбки на картине «Иван Грозный убивает своего сына». Представим, однако, как можно было бы оформить станцию «Достоевская» в традиционно оптимистическом духе. 1) Ф. М. Достоевский сидит в окружении крестьянских детей и научает их читать по подарочному изданию «Бесов». 2) Писательницы Т. Устинова и Д. Донцова во время субботника очищают памятник Достоевскому от грязи, а благодарные народы России несут к подножию букеты цветов. 3) Ф. М. Достоевский, преклонив колени, молится в храме (вариант: Достоевский и Толстой, обнявшись, смотрят вслед уходящему поезду). И т. д., и т. п. Согласен, эти варианты нехитры, но зато целиком позитивны и высокодуховны – и прекрасно впишутся в общую стилистку оформления московского метро. Осенью прошлого года, когда господина Гаева ругали в блогах за восстановление на станции «Курская» цитаты «Нас вырастил Сталин», – тут г-н Гаев был сама принципиальность: он заявил, что так и останется, потому что нужно быть верным исторической правде. Между тем художник Николаев руководствовался тем же принципом верности исторической правде. Он хотел показать, что: – Достоевский – это не сериал по телевизору; – не благообразный портрет в школьном учебнике; – и не часть патриотического проекта «Россия, звонят колокола», – – а актуальный, злободневный, «наш», как никакой другой, писатель. Это напоминание о том, что герои Достоевского не в книжках, а среди нас, вот по этому полу ходят. Что Достоевский, как заметил однажды литературовед Дмитрий Бак, был бы сегодня Ларсом фон Триером; что его романы созданы не для успокоения и усыпления; что они – не ответы, а вопросы; что Достоевский – это постоянное растравливание душевных ран, балансирование между святостью и низостью, которые неразделимы в каждом из нас. В этом смысле «мрачное» оформление станции более соответствует духу и букве Достоевского, чем вся вместе взятая казенная пропаганда «классики». Говоря просто, Достоевский добивался того, чтобы человек никогда не был спокоен и уверен в отношении себя. Эта позиция, однако, сегодня еще более непривычна для общества, чем 150 лет назад. Главным врагом художника долгое время считалось государство: оно запрещало и осуждало его, лишь для вида прикрываясь мнением народа. Принято считать, что народ на самом деле равнодушен или, по крайней мере, не столь агрессивен по отношению к художнику, как это пытались внушить. Сегодня выяснилось, что именно народное мнение – главная угроза свободе и серьезности творчества. Вступило в зрелую жизнь поколение, которое в детстве оберегали от «негатива», а значит, и от сострадания, сочувствия, сопереживания. Им внушали, что мир нужен, перефразируя известно кого, чтоб им чай всегда пить, и они властно требуют от искусства соответствия этой жизненной концепции духовных чайников. Но самый сильный аргумент в блогах по поводу оформления «Достоевской» – это забота о детях: «Представляю, как оформление воспримут наши дети». Все глубокое, серьезное, нетривиальное в искусстве – все, что способно подвигнуть человека на размышление, – сегодня может быть перекрыто вот этим «материнским» аргументом о безопасности: «Моему ребенку будет страшно, непонятно, неуютно, поэтому немедленно уберите». Можно спорить с властью, бизнесом, с чертом, но труднее всего, как оказалось, бороться с тезисом «Я – мать, мне лучше знать». Парадокс в том, что, желая уберечь ребенка от психологической травмы (которую, о да, способно нанести искусство), его предпочитают ограждать от художественных потрясений вообще, вместо искусства подсовывая ему сладенький суррогат. Любое произведение тут оценивается с точки зрения удобства и комфорта – морального, эмоционального, психологического. Когда пишут в блогах, что детям будет по такой станции «ходить не очень-то весело», возникает вопрос: а почему им ДОЛЖНО быть весело? Почему именно это абстрактное «веселье» является нормой? И какое веселье? Веселье незнания жизни? Так ее, жизнь, все равно придется узнать. «Гернику» Пикассо детям тоже нельзя показывать? А про Освенцим детям тоже не рассказывать? Не думаю, что это будет очень-то весело, но ведь придется: и именно искусство, заметим, способно познакомить с трагической стороной жизни в наиболее мягкой и лояльной форме. Но как не заметить напоследок, насколько материнский инстинкт и капитализм совпадают в пункте заботы о детях! Мать не хочет, чтобы ребенок переживал, тревожился, мучился вопросами без ответов, – и капитализм хочет, чтобы человек оставался как можно дольше ребенком – и в этическом смысле, и в интеллектуальном. Потому что между бесчувствием и количеством покупок есть известное соотношение. Отключаешь чувства и мозг – начинаешь покупать больше, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту. Как только задумаешься – покупаешь меньше. В этом смысле оформление станции «Достоевская», конечно, наносит вред, но не психике ребенка, а идее безудержного потребления. Выйдешь из такого метро, задумаешься – да и перестанешь покупать. Ай-ай, какая досада." От себя добавлю, что подписываюсь под каждым словом этого человека: ханжей и невежд в обществе стало слишком много, и на месте этих людей я бы сначала научился не сплевывать шелуху от семечек под ноги, прежде чем лезть в этот "калашный ряд" со своими "советами", "мыслями" и "доводами"...
__________________
Надоело сидеть по горло в проблемах? Встань! Получится - по пояс! |
|
20.05.2010, 14:17 | #2 |
Участник
Регистрация: 14.01.2010
Адрес: МО
Сообщений: 141
Репутация: 927
|
Не вижу здесь ничего "страшного, влияющего на психику людей и т.п.", поэтому проголосовала - "Оставить как есть".
|
20.05.2010, 14:22 | #3 |
Участник
Регистрация: 07.01.2010
Адрес: краснодар
Сообщений: 327
Репутация: 3433
|
ИМХО, здесь нет ничего калечащего психику, в отличие от некоторых телепрограмм, идущих в дневном эфире по центральному телевидению. Уж пищи для размышлений точно побольше будет.
|
20.05.2010, 14:28 | #4 |
Участник
Регистрация: 22.04.2007
Адрес: Нерезиновая
Сообщений: 966
Репутация: 4504
|
Достоевского люблю. Панно(?) не понравилось. Я мамаша или ханжа?
__________________
Когда заканчиваются аргументы, начинаются оскорбления. |
20.05.2010, 15:05 | #5 |
Участник
Регистрация: 26.06.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 218
Репутация: 24383
|
Вы себе представить не можете, сколько народа плевалось глядя на картины Филонова и Малевича (ныне они выставлены втч в Русском Музее), какие записки приходили Маяковскому после его выступлений ("Вас забудут, Маяковский!"), и кем считали Энштейна (тут вообще комментарии излишни).
Это к тому, что ценность некоторых вещей находится вне плоскости вкусовых пристрастий кого бы то ни было. Сводить все к "мне понравилось - мне не понравилось" - это как раз то, о чем 2 последних абзаца статьи: Вы не туфли в магазине выбираете.
__________________
Надоело сидеть по горло в проблемах? Встань! Получится - по пояс! |
20.05.2010, 15:32 | #6 | |
Участник
Регистрация: 22.04.2007
Адрес: Нерезиновая
Сообщений: 966
Репутация: 4504
|
Знаете, kadzuo, статья, что Вы привели, конечно, очень обстоятельно мне объяснила, почему я должна высоко оценить эту работу. Всё-всё разжёвано и на пальцах показано. Я не искусствовед, конечно, не коллекционер, не работаю при аукционе, не особенно понимаю "Квадрат" Малевича, но почему-то есть вещи, которые меня цепляют, заставляют остановиться, а есть те, которые проходят "мимо глаз". Конечно, можно свысока бросить "Не разбираетесь, так и не судите, не туфли, чай, в магазине...", но объясните мне, пожалуйста, почему в искусстве надо "разбираться"? Почему нельзя опираться на свои ощущения, впечатления? Художественное образование есть далеко не у всех. (Кстати, было бы интересно, если бы было наоборот.) Это означает, что иметь собственное мнение недозволительно? Или надо просто довериться тем, кто понимает
Цитата:
__________________
Когда заканчиваются аргументы, начинаются оскорбления. |
|
20.05.2010, 15:57 | #7 | |
Участник
Регистрация: 26.06.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 218
Репутация: 24383
|
Цитата:
Многие не любят кинзу - ее надо перестать выращивать? Речь о том, чтобы научиться рассуждать отвлеченно. Допустим, я не люблю мозаичные панно. При этом станция "Маяковская", где эти самые панно использованы в оформлении сводов - есть ярчайший образец стиля хай-тек и памятник архитектуры. Рассуждая Вашими категориями, я приду и скажу: "Да ну, нафиг, ерунда это - там мозаика, мне не нравится, переделать все!". Допустим, мне подпоют еще столько-то тысяч человек. Перестанет от этого Маяковская быть образцом хай-тека? - нет! Перестанет быть памятником архитектуры? - тоже нет. Будут ли ее из-за этого переделывать? - не смешите. В случае с "Достоевской", как раз собралась толпа, которой просто "не нравится дядя с топором". Не то, как он сделан, а именно то, что он замахивается топором на женщину (хотя в оригинальном произведении все именно так и есть). Им плевать на ценность, достоверность, исполнение, затраты, художественную составляющую, наконец и т.д. Их "чиста картинка не цепляет": причем, проецирование собственного "не цепляет" происходит на всех остальных (выражаясь в лозунгах: "запретить! сломать! переделать!"). И именно в этом (выделенном жирным шрифтом) - основной кошмар ситуации. "ценность некоторых вещей находится вне плоскости вкусовых пристрастий кого бы то ни было" Да, именно так: ценность книги - в ее смысле, а не в том сколько народу ее прочитало.
__________________
Надоело сидеть по горло в проблемах? Встань! Получится - по пояс! |
|
20.05.2010, 16:14 | #8 |
Участник
Регистрация: 22.04.2007
Адрес: Нерезиновая
Сообщений: 966
Репутация: 4504
|
Боюсь, kadzuo, Вы не совсем поняли мою мысль, а я Вашу. Да это и не важно по большому счёту. Вы создали эту тему, чтобы выказать свою позицию, не так ли? Я пока единственная, кто с ней открыто не сгласилась (-лся). Я не беру на себя смелость судить о художественных достоинствах панно в метро. Будь то Маяковская или Достоевская. Но никто не сможет отнять у меня право иметь своё мнение. Как, впрочем, и у Вас.
И ценность книги я тоже определяю по тому, понравилась ли мне она, а не сколько народу её прочитало.
__________________
Когда заканчиваются аргументы, начинаются оскорбления. |
20.05.2010, 16:55 | #9 | ||
Автор
Регистрация: 12.05.2009
Сообщений: 10,518
|
Проголосовала, чтобы оставить. Достоевского полюбила еще с 8 класса, с "Преступление и наказание" - единственное произведение, наверно, которое в школьной программе, было мной прочитано со смыслом... Позже, уже став взрослым человеком, перечитывала это произведение и... зачитывалась по-новому... полученные первые (просто литературные) познания подтверждались уже приобретенными жизненными знаниями... Через некоторое время, как выразился в одной теме Alexandr-I, став "стареющим молодым человеком", и перечитывая собрание сочинений Достоевского, мои убеждения о том, что, действительно,
Цитата:
Цитата:
|
||
20.05.2010, 16:58 | #10 | |
Участник
Регистрация: 26.06.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 218
Репутация: 24383
|
Цитата:
"Восхититься" и "Оценить объективно/беспристрастно" - Вам разница не видна? Повторю (с выделением основного): ценность книги в ее смысле. Кому-то нравится "Колобок", кому-то - труды Шопенгауэра. В "Колобке" больше смысла? Или речь все же об интеллектуальном "потолке" читающего?
__________________
Надоело сидеть по горло в проблемах? Встань! Получится - по пояс! |
|
Метки |
достоевская, искусство, мамаши, метро |
|
|