Форум Абхазии | ЖК "Москва" | ЖК "Остров Мечты" | ПМЖ в Сочи | Инвестиции KRD.BIZ | АК "Актёр Гэлакси" | ЖК "Огни Сочи" | Застройщики Сочи | ЖК "Романовский"

Для регистрации на форуме AllSochi.info пишите на почту: 7777636@mail.ru желаемый логин или на WhatsApp: +7 (966) 777-76-36

Вернуться   Форум об отдыхе в Сочи 2024 😎, Адлере, Хосте, Лазаревской, Геленджике, Анапе, Крыму, Абхазии. Отзывы. Частные гостиницы. Санатории. Недвижимость. > Обще тематические разделы > Общение на разные темы

Общение на разные темы Говорим обо всём что не попало в другие разделы форума.

Если Вы уже отдохнули или переехали на ПМЖ, расскажите о своём переезде или отдыхе, примите участие в конкурсе с денежными призами!



Результаты опроса: изобразение на станции "Достоевская" надо:
Оставить как есть 9 60.00%
Переделать 4 26.67%
Затрудняюсь ответить 2 13.33%
Голосовавшие: 15. Вы ещё не голосовали в этом опросе

Ответ
 
Опции темы
Старый 20.05.2010, 13:54   #1
kadzuo
Участник
 
Аватар для kadzuo
 
Регистрация: 26.06.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 218
Репутация: 24383
Angry Мамаши и Достоевский

В Москве возник горячий спор на тему изображения на открывающейся в мае станции метро "Достоевская". Изображение (пока) выглядит так:



На эту тему появилась замечательная статья журналиста Андрея Архангельского "Мамаши и Достоевский", опубликованная в газете "Взгляд":

"Художник способен спорить с властью, бизнесом, военной машиной; но он оказывается бессилен в борьбе с тезисом «Я – мать, мне лучше знать». История с оформлением московской станции метро «Достоевская» выявила самого опасного врага современного искусства.
Новую столичную станцию метро «Достоевская» оформил художник Иван Николаев: Раскольников, замахнувшийся топором на Лизавету, Кириллов («Бесы») с пистолетом у виска, младший Верховенский, целящийся в Шатова… Плоскостное, локальное изображение фигур, продиктованное «природой материала» – флорентийской мозаикой, неожиданно точно обобщает Достоевского: жалкие и смешные человечки вооружаются пистолетами и идеями, чтобы внушить себе и другим, что они не так жалки и смешны. Художественная манера, напоминающая Пиросмани, одновременно выглядит и как дань современности (язык комикса), и как пародия на современное упрощение искусства. Работа имеет самостоятельную ценность: художник не побоялся стать соавтором Достоевского, а не придыхателем и прилежным копиистом, как сегодня принято.
Когда фрагменты оформления станции (ее планируют открыть в конце мая) были опубликованы в Интернете, общее мнение свелось к тому, что это «мрачно» и «суицидально». И что без сцен насилия (убийства и самоубийства), «без этого натурализма» можно было бы обойтись.
Это общее мнение было доведено до начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева: как утверждают «Известия», «посетив строительство станции, он поднял вопрос о необходимости демонтажа мозаик». На вопрос журналиста: «А если вас попросят поправить панно?» – художник Николаев ответил: «Это все равно что попросить Репина пририсовать улыбки на картине «Иван Грозный убивает своего сына».
Представим, однако, как можно было бы оформить станцию «Достоевская» в традиционно оптимистическом духе.
1) Ф. М. Достоевский сидит в окружении крестьянских детей и научает их читать по подарочному изданию «Бесов».

2) Писательницы Т. Устинова и Д. Донцова во время субботника очищают памятник Достоевскому от грязи, а благодарные народы России несут к подножию букеты цветов.

3) Ф. М. Достоевский, преклонив колени, молится в храме (вариант: Достоевский и Толстой, обнявшись, смотрят вслед уходящему поезду). И т. д., и т. п. Согласен, эти варианты нехитры, но зато целиком позитивны и высокодуховны – и прекрасно впишутся в общую стилистку оформления московского метро.


Осенью прошлого года, когда господина Гаева ругали в блогах за восстановление на станции «Курская» цитаты «Нас вырастил Сталин», – тут г-н Гаев был сама принципиальность: он заявил, что так и останется, потому что нужно быть верным исторической правде. Между тем художник Николаев руководствовался тем же принципом верности исторической правде. Он хотел показать, что:

– Достоевский – это не сериал по телевизору;
– не благообразный портрет в школьном учебнике;
– и не часть патриотического проекта «Россия, звонят колокола», –

– а актуальный, злободневный, «наш», как никакой другой, писатель.

Это напоминание о том, что герои Достоевского не в книжках, а среди нас, вот по этому полу ходят. Что Достоевский, как заметил однажды литературовед Дмитрий Бак, был бы сегодня Ларсом фон Триером; что его романы созданы не для успокоения и усыпления; что они – не ответы, а вопросы; что Достоевский – это постоянное растравливание душевных ран, балансирование между святостью и низостью, которые неразделимы в каждом из нас.


В этом смысле «мрачное» оформление станции более соответствует духу и букве Достоевского, чем вся вместе взятая казенная пропаганда «классики».


Говоря просто, Достоевский добивался того, чтобы человек никогда не был спокоен и уверен в отношении себя. Эта позиция, однако, сегодня еще более непривычна для общества, чем 150 лет назад.


Главным врагом художника долгое время считалось государство: оно запрещало и осуждало его, лишь для вида прикрываясь мнением народа. Принято считать, что народ на самом деле равнодушен или, по крайней мере, не столь агрессивен по отношению к художнику, как это пытались внушить. Сегодня выяснилось, что именно народное мнение – главная угроза свободе и серьезности творчества. Вступило в зрелую жизнь поколение, которое в детстве оберегали от «негатива», а значит, и от сострадания, сочувствия, сопереживания. Им внушали, что мир нужен, перефразируя известно кого, чтоб им чай всегда пить, и они властно требуют от искусства соответствия этой жизненной концепции духовных чайников.


Но самый сильный аргумент в блогах по поводу оформления «Достоевской» – это забота о детях: «Представляю, как оформление воспримут наши дети».


Все глубокое, серьезное, нетривиальное в искусстве – все, что способно подвигнуть человека на размышление, – сегодня может быть перекрыто вот этим «материнским» аргументом о безопасности: «Моему ребенку будет страшно, непонятно, неуютно, поэтому немедленно уберите». Можно спорить с властью, бизнесом, с чертом, но труднее всего, как оказалось, бороться с тезисом «Я – мать, мне лучше знать».


Парадокс в том, что, желая уберечь ребенка от психологической травмы (которую, о да, способно нанести искусство), его предпочитают ограждать от художественных потрясений вообще, вместо искусства подсовывая ему сладенький суррогат. Любое произведение тут оценивается с точки зрения удобства и комфорта – морального, эмоционального, психологического.
Когда пишут в блогах, что детям будет по такой станции «ходить не очень-то весело», возникает вопрос: а почему им ДОЛЖНО быть весело? Почему именно это абстрактное «веселье» является нормой? И какое веселье? Веселье незнания жизни? Так ее, жизнь, все равно придется узнать.


«Гернику» Пикассо детям тоже нельзя показывать? А про Освенцим детям тоже не рассказывать? Не думаю, что это будет очень-то весело, но ведь придется: и именно искусство, заметим, способно познакомить с трагической стороной жизни в наиболее мягкой и лояльной форме.


Но как не заметить напоследок, насколько материнский инстинкт и капитализм совпадают в пункте заботы о детях! Мать не хочет, чтобы ребенок переживал, тревожился, мучился вопросами без ответов, – и капитализм хочет, чтобы человек оставался как можно дольше ребенком – и в этическом смысле, и в интеллектуальном. Потому что между бесчувствием и количеством покупок есть известное соотношение. Отключаешь чувства и мозг – начинаешь покупать больше, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту. Как только задумаешься – покупаешь меньше.


В этом смысле оформление станции «Достоевская», конечно, наносит вред, но не психике ребенка, а идее безудержного потребления. Выйдешь из такого метро, задумаешься – да и перестанешь покупать. Ай-ай, какая досада."

От себя добавлю, что подписываюсь под каждым словом этого человека: ханжей и невежд в обществе стало слишком много, и на месте этих людей я бы сначала научился не сплевывать шелуху от семечек под ноги, прежде чем лезть в этот "калашный ряд" со своими "советами", "мыслями" и "доводами"...
__________________
Надоело сидеть по горло в проблемах? Встань! Получится - по пояс!
kadzuo вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.05.2010, 14:17   #2
Nadya-129
Участник
 
Аватар для Nadya-129
 
Регистрация: 14.01.2010
Адрес: МО
Сообщений: 141
Репутация: 927
Не вижу здесь ничего "страшного, влияющего на психику людей и т.п.", поэтому проголосовала - "Оставить как есть".
Nadya-129 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.05.2010, 14:22   #3
protect
Участник
 
Регистрация: 07.01.2010
Адрес: краснодар
Сообщений: 327
Репутация: 3433
ИМХО, здесь нет ничего калечащего психику, в отличие от некоторых телепрограмм, идущих в дневном эфире по центральному телевидению. Уж пищи для размышлений точно побольше будет.
protect вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.05.2010, 14:28   #4
Ветка
Участник
 
Аватар для Ветка
 
Регистрация: 22.04.2007
Адрес: Нерезиновая
Сообщений: 966
Репутация: 4504
Достоевского люблю. Панно(?) не понравилось. Я мамаша или ханжа?
__________________
Когда заканчиваются аргументы, начинаются оскорбления.
Ветка вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.05.2010, 15:05   #5
kadzuo
Участник
 
Аватар для kadzuo
 
Регистрация: 26.06.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 218
Репутация: 24383
Цитата:
Сообщение от Ветка Посмотреть сообщение
Достоевского люблю. Панно(?) не понравилось. Я мамаша или ханжа?
Вы себе представить не можете, сколько народа плевалось глядя на картины Филонова и Малевича (ныне они выставлены втч в Русском Музее), какие записки приходили Маяковскому после его выступлений ("Вас забудут, Маяковский!"), и кем считали Энштейна (тут вообще комментарии излишни).
Это к тому, что ценность некоторых вещей находится вне плоскости вкусовых пристрастий кого бы то ни было.
Сводить все к "мне понравилось - мне не понравилось" - это как раз то, о чем 2 последних абзаца статьи: Вы не туфли в магазине выбираете.
__________________
Надоело сидеть по горло в проблемах? Встань! Получится - по пояс!
kadzuo вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.05.2010, 15:32   #6
Ветка
Участник
 
Аватар для Ветка
 
Регистрация: 22.04.2007
Адрес: Нерезиновая
Сообщений: 966
Репутация: 4504
Знаете, kadzuo, статья, что Вы привели, конечно, очень обстоятельно мне объяснила, почему я должна высоко оценить эту работу. Всё-всё разжёвано и на пальцах показано. Я не искусствовед, конечно, не коллекционер, не работаю при аукционе, не особенно понимаю "Квадрат" Малевича, но почему-то есть вещи, которые меня цепляют, заставляют остановиться, а есть те, которые проходят "мимо глаз". Конечно, можно свысока бросить "Не разбираетесь, так и не судите, не туфли, чай, в магазине...", но объясните мне, пожалуйста, почему в искусстве надо "разбираться"? Почему нельзя опираться на свои ощущения, впечатления? Художественное образование есть далеко не у всех. (Кстати, было бы интересно, если бы было наоборот.) Это означает, что иметь собственное мнение недозволительно? Или надо просто довериться тем, кто понимает
Цитата:
что ценность некоторых вещей находится вне плоскости вкусовых пристрастий кого бы то ни было.
?
__________________
Когда заканчиваются аргументы, начинаются оскорбления.
Ветка вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.05.2010, 15:57   #7
kadzuo
Участник
 
Аватар для kadzuo
 
Регистрация: 26.06.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 218
Репутация: 24383
Smile

Цитата:
Сообщение от Ветка Посмотреть сообщение
Знаете, kadzuo, статья, что Вы привели, конечно, очень обстоятельно мне объяснила, почему я должна высоко оценить эту работу. Всё-всё разжёвано и на пальцах показано. Я не искусствовед, конечно, не коллекционер, не работаю при аукционе, не особенно понимаю "Квадрат" Малевича, но почему-то есть вещи, которые меня цепляют, заставляют остановиться, а есть те, которые проходят "мимо глаз". Конечно, можно свысока бросить "Не разбираетесь, так и не судите, не туфли, чай, в магазине...", но объясните мне, пожалуйста, почему в искусстве надо "разбираться"? Почему нельзя опираться на свои ощущения, впечатления? Художественное образование есть далеко не у всех. (Кстати, было бы интересно, если бы было наоборот.) Это означает, что иметь собственное мнение недозволительно? Или надо просто довериться тем, кто понимает ?
Можно все. Ваше мнение - для вашего собственного употребления. Вам не нравится, ну и пожалуйста.
Многие не любят кинзу - ее надо перестать выращивать?
Речь о том, чтобы научиться рассуждать отвлеченно. Допустим, я не люблю мозаичные панно. При этом станция "Маяковская", где эти самые панно использованы в оформлении сводов - есть ярчайший образец стиля хай-тек и памятник архитектуры. Рассуждая Вашими категориями, я приду и скажу: "Да ну, нафиг, ерунда это - там мозаика, мне не нравится, переделать все!". Допустим, мне подпоют еще столько-то тысяч человек. Перестанет от этого Маяковская быть образцом хай-тека? - нет! Перестанет быть памятником архитектуры? - тоже нет. Будут ли ее из-за этого переделывать? - не смешите.
В случае с "Достоевской", как раз собралась толпа, которой просто "не нравится дядя с топором". Не то, как он сделан, а именно то, что он замахивается топором на женщину (хотя в оригинальном произведении все именно так и есть). Им плевать на ценность, достоверность, исполнение, затраты, художественную составляющую, наконец и т.д. Их "чиста картинка не цепляет": причем, проецирование собственного "не цепляет" происходит на всех остальных (выражаясь в лозунгах: "запретить! сломать! переделать!"). И именно в этом (выделенном жирным шрифтом) - основной кошмар ситуации.

"ценность некоторых вещей находится вне плоскости вкусовых пристрастий кого бы то ни было"
Да, именно так: ценность книги - в ее смысле, а не в том сколько народу ее прочитало.
__________________
Надоело сидеть по горло в проблемах? Встань! Получится - по пояс!
kadzuo вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.05.2010, 16:14   #8
Ветка
Участник
 
Аватар для Ветка
 
Регистрация: 22.04.2007
Адрес: Нерезиновая
Сообщений: 966
Репутация: 4504
Боюсь, kadzuo, Вы не совсем поняли мою мысль, а я Вашу. Да это и не важно по большому счёту. Вы создали эту тему, чтобы выказать свою позицию, не так ли? Я пока единственная, кто с ней открыто не сгласилась (-лся). Я не беру на себя смелость судить о художественных достоинствах панно в метро. Будь то Маяковская или Достоевская. Но никто не сможет отнять у меня право иметь своё мнение. Как, впрочем, и у Вас.

И ценность книги я тоже определяю по тому, понравилась ли мне она, а не сколько народу её прочитало.
__________________
Когда заканчиваются аргументы, начинаются оскорбления.
Ветка вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.05.2010, 16:55   #9
Si-Da
Автор
 
Регистрация: 12.05.2009
Сообщений: 10,518
Проголосовала, чтобы оставить. Достоевского полюбила еще с 8 класса, с "Преступление и наказание" - единственное произведение, наверно, которое в школьной программе, было мной прочитано со смыслом... Позже, уже став взрослым человеком, перечитывала это произведение и... зачитывалась по-новому... полученные первые (просто литературные) познания подтверждались уже приобретенными жизненными знаниями... Через некоторое время, как выразился в одной теме Alexandr-I, став "стареющим молодым человеком", и перечитывая собрание сочинений Достоевского, мои убеждения о том, что, действительно,
Цитата:
его романы созданы не для успокоения и усыпления; что они – не ответы, а вопросы; что Достоевский – это постоянное растравливание душевных ран, балансирование между святостью и низостью, которые неразделимы в каждом из нас.
еще глубже подтверждались...и, возвращаясь к теме оформления станции "Достоевская" именно в этой предполагающейся интерпретации, как никогда еще раз напомнит нам и нашим детям
Цитата:
чтобы человек никогда не был спокоен и уверен в отношении себя.
Si-Da вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.05.2010, 16:58   #10
kadzuo
Участник
 
Аватар для kadzuo
 
Регистрация: 26.06.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 218
Репутация: 24383
Smile

Цитата:
Сообщение от Ветка Посмотреть сообщение
Но никто не сможет отнять у меня право иметь своё мнение. Как, впрочем, и у Вас.
Почему на просьбу попытаться мыслить отвлеченными категориями, у всех и всегда возникает ощущение, что у них что-то отнимают? Уверяю Вас: в данном случае никто ничего ни у кого не отнимает (за ненадобностью оного).
"Восхититься" и "Оценить объективно/беспристрастно" - Вам разница не видна?

Цитата:
Сообщение от Ветка Посмотреть сообщение
И ценность книги я тоже определяю по тому, понравилась ли мне она, а не сколько народу её прочитало.
Повторю (с выделением основного): ценность книги в ее смысле. Кому-то нравится "Колобок", кому-то - труды Шопенгауэра. В "Колобке" больше смысла? Или речь все же об интеллектуальном "потолке" читающего?
__________________
Надоело сидеть по горло в проблемах? Встань! Получится - по пояс!
kadzuo вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Метки
достоевская, искусство, мамаши, метро


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 21:57. Часовой пояс GMT +3.

Copyright © 2004 - 2024 AllSochi.info

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot