|
Отдых в России Россия славится не только Черноморским побережьем. |
![]() |
|
Опции темы |
![]() |
#1 | |
Автор
![]() Регистрация: 27.07.2011
Адрес: г. Балашиха, мкр. ЗАРЯ
Сообщений: 1,288
Репутация: 665247
|
Псков-Великий Новгород-Валдай (июнь 2016).
И снова здравствуйте, дорогие форумчане!
![]() Добро пожаловать в мой новый отчёт. ![]() Погода за окном не радует, поэтому решила-таки приняться за написание отчета. Заранее предупреждаю, что не знаю, насколько быстро смогу писать, но постараюсь не затягивать. Итак, приступим. И, как всегда... Вступление. Много буковок. Вообще, если честно, вначале я хотела рассказать о недавнем путешествии в Петербург, но потом решила не нарушать последовательность событий ![]() Для этого нам надо вернуться в апрель 2015 года. Накануне 70летия Великой Победы я со своими коллегами вышла на обед, к нам приехала бывшая коллега. С ней мы поработали буквально 2-3 месяца, общались нечасто, но при этом оставили самые добрые впечатления друг о друге. И так уж вышло, что она является членом одного из поисковых отрядов, которые разыскивают и поднимают из земли наших бойцов-героев, павших в Великую Отечественную, дабы потом найти родственников и предать земле по всем канонам... Мы разговорились на эту тему, Маришка (так зовут коллегу) рассказала мне о нескольких сайтах, где можно найти информацию о информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения. Вечером того же дня мы с семьей нашли место, где был похоронен бабушкин родной брат Витя. Это было захоронение в Новой деревне Парфинского района Новгородской области. Бабушки не стало в 2011 году, её брат погиб 9 декабря 1942 г., у нас была только похоронка, всю жизнь бабушка мечтала узнать, где же покоится её брат , но всё было засекречено же... В общем, естественно вопрос о поездке на мемориал даже не поднимался, само собой, было решено, что надо ехать. Но потом начались проблемы с машиной, папа не рискнул ехать (и слава Богу, иначе подвеску бы мы точно на тех дорогах оставили). Потом у меня проблемы начались, в общем решили отложить поездку до следующего года. После того, как мы в феврале 2016 вернулись с мамой из Доминиканы, практически сразу же начали планировать эту поездку. Было решено, что будет символично, если на захоронение мы приедем 22.06.2016, в годовщину 75 летия начала войны. Это среда. Одним днём мотаться смысла нет (а это, на минуточку, 550 км), значит надо где-то останавливаться. Хммм, а мы не были в Великом Новгороде, надо бы заехать, раз уж будем в той стороне. Но нужно закладывать тогда на осмотр города, как минимум, 2 дня. Значит выезжать нужно в понедельник. А смысл выезжать в понедельник, когда ещё можно прихватить выходные? А там рядом Псков... А когда ещё будет такая прекрасная возможность попасть во Псков? После мемориала мы с папой голосовали ехать сразу же домой, но мама настояла на ночёвке, т.к. с учетом выезда из Новгорода - путь будет составлять 700 км по почти незнакомой дороге, с учетом того, что после мемориала эмоциональный фон будет очень повышен, то лучше будет остановиться где-нибудь на ночёвку. Так был сделан выбор в пользу Валдая. В итоге маршрут у нас выходил такой: Балашиха - Псков (18.06.) - Великий Новгород (20.06.) - Новая деревня, Валдай (22.06.) - Балашиха (23.06.). Далее начались бронирования отелей. Проведя маркетинговое исследование ![]() г. Псков, отель "Пушкин", Крестовское шоссе, 40А, за троих цена вопроса - 6750 руб. (трехместный номер с раздельными кроватями, завтрак - шведский стол включен). г. Великий Новгород, отель "Интурист", ул. Великая, дом 16, за троих цена вопроса - 8400 руб. плюс 1000 руб. доп. место (полулюкс, без завтрака). г. Валдай, отель "Валдайские Зори", ул. Молотковская, 2, за троих цена вопроса - 6300 руб. (люкс, завтрак - шведский стол). Фууууф, со вступлением вроде бы всё. ![]() 18.06.2016. Из дома мы выехали без малого в 4 утра, границу Псковской области пересекли в районе 9 утра. Ссылка скрыта Несмотря на то, что это был выходной и погода была вполне себе ничего, дорога была довольно-таки отличная, машин немного. В Великих Луках были в 10:40 (да здравствует тайминг в свойствах фото ![]() Ссылка скрыта Пейзажи вокруг завораживали... А какие же бесконечные поля люпинов... Ссылка скрыта Ссылка скрыта И бесчисленное количество синих рек и озер. Ссылка скрыта А ещё очень много воинских захоронений, мемориалов, памятников, табличек... Оно и понятно, бои в этих местах шли ожесточенные, прямо скажу, заставляет задумываться о многом. Храм преподобного Сергия Родонежского в г. Пустошка Ссылка скрыта И рядом гордый аист Ссылка скрыта Ссылка скрыта Этих пернатых мы ещё будем не единожды встречать на своём пути, в этих местах их очень много! Перед въездом в город Псков стоит памятник 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии... Ссылка скрыта Цитата:
И вот мы въезжаем в город. Время - 14:00. Что же, 780 км за 10 часов с остановками на покушать - вполне себе нормально. Ссылка скрыта Заселившись без проблем, мы сразу же рухнули спать. Почти бессонная ночь, ранний подъем и дорога дали о себе знать.
__________________
Давай уедем туда,где камни дышат,где море неспешно берег лижет,под старыми пальмами солнце светит,слепит в глаза... |
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
#2 | |
Автор
![]() Регистрация: 27.07.2011
Адрес: г. Балашиха, мкр. ЗАРЯ
Сообщений: 1,288
Репутация: 665247
|
18.06.2018. г. Псков (продолжение).
Пока мы видим сны, немного расскажу об отеле. ![]() Отель расположен при въезде в город Псков. Всего в отеле 50 номеров разного класса. Мы жили в трехместном номере с раздельными кроватями (на момент бронирования в апреле больше вариантов не было). Номер был на 1 этаже, окно располагалось довольно высоко (с высоты своего роста до него не доставала), без кондиционера. нам было нормально, но, если в жару, то, думаю там будет душно. В номере было всё необходимое: чайник, чашки/тарелки, стол, санузел (само собой). Фото, к сожалению, я не сделала. В отеле есть свой ресторан, не знаю, как там с основными блюдами, но завтраки были просто отменные. Предлагаемый шведский стол был очень плотный и вкусный: помимо стандартных сосисок, яиц и нарезок колбаса/сыр, были и творог, и каша, и омлет, и запеканка, и блинчики... Я не к тому, что "люблю повеселиться, особенно пожрать", а к тому, что, покушав на завтраке, силы были на первую половину дня (а то и больше), чтобы пройти по окрестностям и не испытывать чувство голода. Народу было достаточно много (в т.ч. иностранцы), поэтому фоткать постеснялась. ![]() Поспав несколько часов, мы с новыми силами отправились осматривать окрестности. Первым делом поехали в сторону исторической части города -Псковской крепости. Чем же так примечательна эта крепость? Предлагаю обратиться к истории города. Псков — один из древнейших городов России, впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 903 годом, при этом археологические исследования близ устья Псковы в северной оконечности Крома (Кремля) показали, что эта территория была заселена 2000 лет назад. В 1348—1510 годах Псков был столицей независимой Псковской республики. В 1510 году присоединён к Великому княжеству Московскому. До начала XVIII века Псков был одним из крупнейших городов России и Европы, важнейшим оборонительным и торговым центром страны. Псковская крепость состояла из пяти крепостных колец (три из которых сохранены по сей день), что делало Псков практически неприступным. На протяжении всей своей многовековой истории Псков не раз становился центром ведения крупных боевых действий, но был взят лишь однажды, не считая оккупации во время обеих мировых войн. После основания Санкт-Петербурга Псков утратил своё главенствующее положение на западных рубежах страны, а после того, как по итогам Северной войны границы сместились далеко на запад и России отошли Рига и Ревель (ныне Таллин), значение Пскова как торгового и оборонительного пункта окончательно упало. Во время Великой Отечественной войны город три года был оккупирован Германией, за это время погибли 3,5 тысячи мирных граждан. В декабре 2009 года Пскову было присвоено звание «Город воинской славы». Крепость возникла, как и большинство средневековых пограничных городов, с основанием города — укреплённого (огороженного) населённого пункта. Первые каменные укрепления были возведены в середине XIII века. В начале XV века в связи с развитием артиллерии Псковскую крепость стали усиливать башнями. Псковская крепость являлась одной из лучших русских крепостей в XVI веке. Территорию площадью 2,15 кв. км (215 га) ограждали 5 поясов каменных укреплений протяженностью 9 км, усиленные 40 башнями, 14 воротами, настенными, башенными и подземными переходами. Спускаемся к набережной реки Псковы, которая называется Золотой. Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта Башня Кутекрома Ссылка скрыта В начале XV века псковичам необходимо было готовиться к появлению под стенами города нового оружия - артиллерии и с 1400 года Псковский кремль стали усиливать башнями. Первой была возведена башня Кутекрома («кут» — угол, «Кром» — кремль). Кутекрома имела 5 ярусов, крутое шатровое покрытие и сторожевую вышку, на коньке которой установлен металлический прапор. Высота ее достигала 30 метров, её средний диаметр - 10.5 м. Башня имела три моста (настила для воинов и орудий) и 23 бойницы. Стоит отметит, что первоначально башню называли Кутний костёр. Кут — значит «угол». «Костёр» — это «башня», искаженное эстонское «кастре», которое, в свою очередь, происходит от латинского castrum. Название «Кутекрома» появилось в начале XVIII века и связано с ошибкой переписчика, который вместо «Костёр в куте Крома» написал «Кутекрома». Рядом с Кутекромой в стене устроен проход на смотровую площадку, откуда открывается красивый вид на куртину — часть крепостной башни от Кутекромы до Плоской башни. Вот, собственно, вид на куртину. Ссылка скрыта После этого мы спускаемся к месту слияния рек Великой и Псковы, откуда открывается великолепный вид на Высокую (Воскресенскую) башню. Ссылка скрыта В конце XV века крепостная стена Псковского Крома была достроена до устья реки Псковы. В 1500 году на обоих берегах были построены башни для защиты входа в Пскову - Плоская со стороны Крома и Высокая со стороны Запсковья. Позже, в 1537 г., между ними была построена деревянная стена с воротами, так называемыми Нижними решетками (выше по течению реки Псковы стояли Верхние решетки, закрывающие вход в реку с другой стороны). Конструкцию возвел специально присланный для того из Москвы инженер Фрязин (итальянец). В 1631 г деревянная стена была заменена каменной. Водобежные ворота имели деревянные обитые железом решётки, закрывавшие в военное время вход в Пскову. Второе свое название «Воскресенская» башня получила после постройки в ее окрестностях церкви «Воскресенья со Стаднища» в 1532 году. Башня Плоская завершает участок стены, спускающийся от Кутнего костра к устью реки Псковы. А теперь ещё раз вернемся к башне Кутекрома. При Петре I к башне с внутренней стороны присыпали бастион (Красную батарею Кремля), а выступающие над нею каменные стены снесли и остатки башни засыпали землей. Только снаружи, от устья Псковы виднелась каменная кладка нижней части башни, опиравшейся на естественную известняковую скалу. А вообще мне очень понравилось это место... Чувствуется мощь и раздолье, хотя течения рек и не видно вовсе. Но внутренние ощущения... какие-то особые. Дальше мы уже продолжаем свой по набережной реки Великой. Бросаем взгляд на Высокую и Плоскую башни Ссылка скрыта Набережная р. Великая Ссылка скрыта Ссылка скрыта Это мне, как всегда, неймётся. Фото из серии "Джек, Джек, мы летим!" ![]() Ссылка скрыта После мы продолжили свой путь на Ольгинский мост. Ссылка скрыта Вид с подъёма на противоположный берег Ссылка скрыта Ссылка скрыта А это вид на Кремль. Или Кром, кому как больше нравится ![]() Ссылка скрыта Далее мы отправились в парк вблизи Октябрьской площади. Просто я случайно вычитала в интернете, что где-то в этом парке стоит памятник героям романа В.А. Каверина "Два капитана". (Вениамин Александрович является уроженцем Пскова, роман имеет псковскую первооснову. В романе город назван Энском.) Мама очень любит это произведение, поэтому решили сходить. Да и всё равно мы гуляем. ![]() Памятник Княгине Ольге — работа скульптора Вячеслава Клыкова, открытие приурочено к дню празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи. Взор основательницы Пскова, святой равноапостольной княгини Ольги Российской обращен в сторону Кремля и Троицкого собора, который, по преданию, был ею же и основан. В правой руке Ольга держит крест - символ Православия, а левой рукой как бы оберегает своего маленького внука князя Владимира, будущего Крестителя Руси. Интересен постамент памятника, на котором автор разместил барельеф с 12-ю псковскими и российскими святыми: псковские князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил, князь Александр Невский, преподобные Никандр, Марфа и Васса Псково-Печерская, святитель Тихон (Патриарх Московский и всея Руси), преподобномученик Корнилий Псково-Печерский и священно-мученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, преподобномученица Елизавета Федоровна и блаженный Николай Салос. Здесь я хотела бы сделать небольшую остановку. Поскольку мы понятия не имели, где искать памятник двум капитанам, то решили спросить у мороженщика, который стоял в парке. Так вот, мужчина рассказал дорогу очень подробно, и разве что за руку не отвел. И впоследствии, к кому бы мы не обращались с вопросом - неважно, на улице или в отеле, всегда получали подробные ответы, при этом чувствовалось искреннее желание помочь. Было очень приятно, псковичи оставили ОЧЕНЬ приятное впечатление. Церковь, расположенная на Васильевской горке в Среднем городе (часть исторического центра города Пскова, сформировавшаяся в результате расширения площади Псковской крепости (на юг и юго-восток за пределы Крома и Довмонтова города) в XIV веке), является памятником архитектуры XV—XVI веков. Первый, деревянный, храм на месте нынешнего был сооружён в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьём Зрачкой (ныне засыпан). В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница, где находился так называемый сполошный колокол, поднимавший весь город в случае тревоги. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви возводится каменный храм. Конец XV века и XVI век являются временем расцвета, когда к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери. В 1921 году церковь была закрыта для богослужений и превращена в склад. В 1941 году, после оккупации Пскова фашистскими войсками, церковь передали для богослужений общине старообрядцев Поморского согласия. В 1944 году северная часть храма была повреждена бомбой. Вторично храм закрывают для богослужений в 1947 году. После проведения ремонтно-реставрационных работ в нём размещаются документы областного архива. В 2003 году храм был передан общине Русской православной церкви. Памятник Ивану Татаринову и Сане Григорьеву был открыт 22.07.1195 в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина. В 1984 году детская библиотека переписывалась с В.А. Кавериным. В 1986 году В. Каверин приезжал в Псков на 200-летие школы №1, бывшей мужской гимназии, где он учился. Это был последний визит писателя в город детства и юности. Тогда, во время посещения библиотеки, в книге почетных посетителей он оставил запись: "От души рад, что удалось побывать в вашей библиотеке. С первого взгляда видно, что она ведется разумно, и недаром дети и подростки моего родного города любят ее и ценят". В те же дни в библиотеке состоялась встреча писателя с авторами будущего памятника Сане Григорьеву и капитану Татаринову. Молодые петербургские скульпторы Михаил Белов и Андрей Ананьев показали Вениамину Александровичу эскиз проекта, на котором Каверин оставил автограф: "Мне кажется, этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа "Два капитана". Идём обратно через парк к машине. В Псковских летописях о постройке церкви говорится под 1487 годом: «В лѣто 6996…церковь поставиша святоую Анастасею на Полонищи, на Кузнецкои оулице, на Яковлеве посадничьи огороде, на Горки; и свершиша в один день, и свящали, и божественноую литоургию пѣша.» Церковь была деревянной. О строительстве каменной церкви летопись не упоминает, однако в 1538 году она уже была: «В лѣто 7047… октября въ 5, бысть пожар во Пскове: погорѣ Полонище все и церквеи 12 … а на Кузнецкои оулице в Настасеи каменыя церкви верхъ падеся, и 4 человеки в неи згоре…» В 1786 году церковь была назначена к упразднению как полуразрушенная от пожара, но оставлена. В 1787 году по указу Псковской духовной консистории приписана к Ново-Вознесенской. В XIX — начале ХХ веков оставалась приписной. В 1808 году церковь вновь предназначалась к сносу как совершенно ветхая, однако Святейший Синод снос церкви не разрешил. В 1819 году звонница и крыльцо заменены колокольней с каменным крыльцом, пристореным, по устному преданию, бывшей владелицей губернаторского дома помещицей Валуевой. Церковь обновлена стараниями старосты церкви, псковского купца Ладыгина, на пожертвованные его свояченицей Натальей Михайловной Постниковой средства. Тогда же был сделан новый иконостас, художником Денисовым написаны новые иконы. Обновлённый храм был освящен в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Церковь оставалась открытой до 1932 года. В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки. В 1952 году произведена смена кровли и стропил над четвериком, покрытия купола. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения. Долгие годы в храме располагался книгохранилище Псковской областной научной библиотеки. В 2005 году храм был передан Псковской епархии. 4 января 2007 года в день памяти святой великомученицы Анастасии Узорешительницы состоялась первая, после семидесяти пяти лет, Божественная Литургия. Поскольку парк является детским, есть в нём аттракционы. И даже вот такая карусель. но она была закрыта ![]() Ссылка скрыта Памятник скобарю Ссылка скрыта Цитата:
Церковь Николы со Усохи — православный кончанский храм в Пскове, является памятником истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Церковь была воздвигнута рядом с усохой — высохшем болотом или высохшей речкой. Первое упоминание о каменной Никольской церкви относится к 1371 г. 1535—1536 гг. обветшавший храм XIV в. был сломан и на его месте поставлен ныне существующий. По преданию «Грозный царь, в бытность свою в Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь…» В 1780 г. была разобрана двухпролётная звонница и построена колокольня у юго-восточной стороны. В годы Великой Отечественной войны церковь очень сильно пострадала. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения. В 1964—1966 гг. по проекту арх. Спегальского Ю. П. и Скобельцына Б. С. была воссоздана звонница на северной стене. 22 мая 2008 г. впервые за 80 лет в храме прошла Божественная литургия. По возвращении на Октябрьскую площадь нас ждал вот такой великолепный закат...
Ссылка скрыта Ссылка скрыта Закатом мы смогли также насладиться и около нашего отеля Ссылка скрыта
__________________
Давай уедем туда,где камни дышат,где море неспешно берег лижет,под старыми пальмами солнце светит,слепит в глаза... Последний раз редактировалось Lissette; 08.07.2017 в 23:27. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#3 |
Участник
![]() Регистрация: 15.06.2015
Адрес: Псков
Сообщений: 1,876
Репутация: 294856
|
Очень интересно посмотреть на свой город со стороны
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
#4 |
Автор
![]() Регистрация: 27.07.2011
Адрес: г. Балашиха, мкр. ЗАРЯ
Сообщений: 1,288
Репутация: 665247
|
Я надеюсь, что не разочарую
![]() Если я что-то не так буду писать и путаться, Вы поправляйте меня, пожалуйста. А то с поездки прошёл год и многое (особенно названия церквей) уже позабылись, а интернету не всегда можно полностью доверять. )))
__________________
Давай уедем туда,где камни дышат,где море неспешно берег лижет,под старыми пальмами солнце светит,слепит в глаза... |
![]() |
![]() |
![]() |
#5 |
Автор
![]() Регистрация: 27.07.2011
Адрес: г. Балашиха, мкр. ЗАРЯ
Сообщений: 1,288
Репутация: 665247
|
19.06.2016. Псков.
Плотно позавтракав с утра и немного подурачившись со шляпой-цилиндром (не смогла я пройти мимо где планировали погулять уже внутри стен. ![]() Ссылка скрыта Мы снова отправились в Кром Ссылка скрыта На входе есть экскурсионное бюро, мы решили зайти, поинтересоваться, что по экскурсиям. Нам назвали цену в районе 200 рублей с человека, мы, не раздумывая, согласились. Только надо было дождаться экскурсовода. Подождать мы решили в магазине-выставке-барахолке, который расположен по соседству с экскурсионным бюро. Чего только там нет... Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта В 10:00 началась экскурсия, на которой было 3 человека, мы с родителями. Шикаааааарно! Как я уже упоминала, Псковская крепость состояла из пяти крепостных колец. Одним из таких колец и был Довмонтов город. Довмонтов город был сосредоточием церковно-государственного управления Псковской земли. Его ансамбль не имеет прямых аналогов на Руси. Довмонтовым он назван по имени князя Довмонта (в православии Тимофея),происходившего из князей Великого княжества Литовского и правившего во Пскове с 1266 по 1299 год. Довмонт вошёл в историю как талантливый полководец. Неоднократно разбивал литовцев и немцев. В исторических хрониках и художественной литературе отмечается как «муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти». При Довмонте Псковская земля фактически перестала зависеть от Новгорода. Довмонт причислен православной церковью к лику святых. Довмонтов город представляет самостоятельно укрепленную каменными стенами часть древнего Пскова, примыкающую с юга к Кремлю. Восточная стена Довмонтова города стоит над р. Псковой, западная - над рекой Великой. Южной стеной Довмонтов город отделен от территории "Старого застенья", где располагался торг. С XIV века — это единственное в древней Руси градообразование, центр церковного и административного самоуправления Пскова и Псковской земли. На территории 1,5 га здесь сооружаются одна за другой церкви: в 1268 г. — церковь св. Тимофея Гаазкого, небесного покровителя князя, в 1269 — церковь Георгия, по случаю победы над немцами в 1267 году, в день памяти святого; затем, в 1272 г. — церковь в память Федора Стратилата, также после победы. Еще с XII века в Довмонтовом городе возвышался храм Дмитрия Солунского, а XIV в. появились: храм Николы с Гребли, Кирилла с Гребли (легенда утверждает, что здесь был погребен великий псковский зодчий, автор третьего Троицкого собора — мастер Кирилл). В том же веке возникли храмы Рождества Христова, Покрова Богородицы, Сошествия Святого Духа и другие. Фундаменты церквей: по центру фото - Воскресения Христова (1395 г.), справа от неё - церкви Кирилла над Греблей (1374 г.), левее - Георгия (1269 г.), в углу, сразу за белым крыльцом - Тимофея Газского (1268 г.) Ссылка скрыта Собор святого Николая на Гребле с приделом святого Кира и Иоанна. Ссылка скрыта Ссылка скрыта Церковь Николы над Греблей находилась в Домантове стене, на краю Гребли – рва, опоясывавшего Кром с наружной стороны, «у мосту». В Кром было два проезда, действовавших еще в XVII в.: под Смердьей башней и через Троцкие ворота. К ним должны были подводить мосты через Греблю, один из которых, Смердий, известен по летописи с XIV в. В описи Пскова 1701 г., выполненной по указу Петра, есть упоминание церкви Николы на Гребле в связи с описанием работ 1701 г. по возведению земляных укреплений Рождественской батареи в связи с ведением Северной войны. В XV—XVI вв. на территории Довмонтова города находилось 17 храмов, потеряв своё значение, многие из них были снесены на рубеже XVI—XVII веков. С началом Северной войны храмы, потерявшие своё значение, были закрыты и использованы как склады оружия. В конце XIX века территория Довмонтова города пустовала. Во время оккупации Пскова немецкими войсками в Довмонтовом городе находилась немецкая зенитная батарея. Во второй половине ХХ веке археологами выявлены фрагменты древних сооружений Довмонтова города и настенных росписей храмов. Наибольшая сохранность настенной живописи в двух памятниках — церкви Николы с Гребли и в церкви Покрова. Фундаменты обнаруженных храмов законсервированы и выведены на поверхность земли. Следом мы проходим через Троицкие ворота, чтобы попасть в сердце Крома. Внутрь детинца (центральная часть древнерусского города, одно из названий внутренней городской крепости, т.е. Крома) попадали не сразу: из одних ворот входили сначала в охабень - узкий, длинный, зажатый с двух сторон высокими каменными стенами, с нависшими сверху бревенчатыми боевыми настилами коридор, ведущий до других ворот. Фото охабня (он же захаб) у меня, к сожалению, не обнаружилось, поэтому в помощь фото из интернета. Ссылка скрыта Зато есть фото с бойницами и куполами Троицкого собора и Троицкой колокольни. Ссылка скрыта А ещё нашла фото мамы на выходе из захаба Ссылка скрыта и свою моську около стены захаба ![]() Ссылка скрыта Как только мы выходим из этого коридора, то сразу видим монументальный Свято-Троицкий кафедральный собор и вечевую площадь около него. Ссылка скрыта Ссылка скрыта Современное здание собора является четвертым по счету, однако каждый раз главный престол храма на том же, установленном в глубокой древности месте, освящался во имя Живоначальной Троицы. Место для храма было избрано самой равноапостольной Ольгой: ей, стоящей на берегу реки Великой, было явлено видение трех лучей над мысом, у слияния рек Великой и Псковы. На указанном месте по повелению Ольги был заложен первый деревянный Троицкий собор. В XII веке собор был возобновлен в камне, предположительно смоленскими строителями, - в те времена местная школа зодчества еще не сложилась. Перед Троицким собором находилась вечевая площадь - центр общественной жизни Пскова, здесь избирались посадники, призывались князья. В алтаре Троицкого собора хранился меч св. Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем призываемым на псковский престол князьям. Сам св. Довмонт призывал свою дружину: "Братие мужи, потягнем за Святую Троицу!" - именно так псковичи формулировали свою патриотическую идею. В 1365 году было построено новое каменное здание собора, - на этот раз строительной артелью псковских мастеров, в полной мере овладевших искусством храмостроения. Храм был сооружен из местной известняковой плиты, с двумя приделами и тремя главами - во образ Святой Троицы. Предположительно, стены собора были расписаны фресками. С 1589 года при соборе была учреждена епископская кафедра. Ныне существующий четвертый каменный Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он поставлен "по старой основе" предыдущего собора, но значительно отличается от него прежде всего своей высотой, достигающей 72-х метров. После революции в соборе был устроен антирелигиозный музей. Имевшийся в соборе иконостас признано было целесообразным сохранить с детальной расшифровкой каждой иконы: он должен был стать составной частью будущей экспозиции. Оставалась на месте и рака с мощами св. князя Всеволода-Гавриила. В центре здания по типу имеющегося в Исаакиевском соборе Ленинграда был установлен маятник Фуко, подтверждающий учение Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира и вращении Земли вокруг Солнца и своей оси. Общая высота маятника достигала 32 м: это был второй по величине в СССР (после Ленинградского в Исаакиевском соборе, высота которого составляла 93 м) и третий в мире (вторым по величине был маятник в Париже) из маятников такого рода. Открытие музея состоялось 1 мая 1939 г. В центре большого зала, под главным куполом, как и предполагалось, с 32-метровой высоты равномерно раскачивался маятник Фуко, меняющий плоскость своих колебаний, а в экспозиции, состоящей из 15 отделов, размещались материалы о строении Вселенной, происхождении животного и растительного мира, человека, религиозных верований. Вокруг маятника и в галереях размещалась экспозиция с включением в нее местного материала, в левой части здания оборудовался лекционный зал. Антирелигиозный музей в помещении Троицкого собора просуществовал недолго - немногим более двух лет. С началом Великой Отечественной войны и захватом Пскова немецко-фашистскими оккупантами он прекратил свое существование. Почти все его материалы оказались утраченными, а собор вновь стал действующим храмом. 18 августа 1941 г. в нем после долгого перерыва было совершено первое богослужение. С тех пор они уже не прекращались. Отступая, немцы заминировали собор. Мины-сюрпризы были установлены у царских врат, у боковых дверей иконостаса, на лестнице, ведущей на хоры и у других предметов внутреннего церковного убранства. При разминировании на минах, поставленных у царских врат, погибли трое советских военнослужащих. Вечевая Площадь (XIII–XVI вв.) — политический центр средневекового города. Южная часть укреплений Пскова — Перси (Перши), на которых возвышалась вечевая колокольница. Здесь же находилась палата, где заседал Совет бояр и хранился архив вечевой республики. В южной части, под засыпкой, сохранились руины Митрополичьего двора XVI–XVIII вв. В XIX веке здесь стоял теплый Благовещенский собор классических форм. Степень (трибуна) веча располагалась у стен Троицкого собора. Сейчас вечевая площадь скрыта позднейши*ми наслоениями культурного слоя и находится на несколько метров ниже современного уровня поверхности. Сюда спе*шили псковичи по зову вечево*го колокола, который висел на звоннице, стоящей на Персях. В вечевом собрании участвовали те, кто имел двор в Пскове - бояре, купцы, ремесленники. Они пред*ставляли концы, самоуправляющиеся районы города, которые имели равные права на вече. На вече решались все важные вопросы жизни Псковского государства – о войне, мире, призвании князя, выборах посадников, налогах. В 1397 году на вече приняли Псковскую Судную грамоту, свод законов, по которому жила республика. Последний раз вечевой колокол звонил 13 января 1510 года, когда закончился период Псковской вечевой республики и началась история Пскова в составе русского государства Московской Руси. Вообще история города и Псковского государства очень интересна. Наша экскурсовод, это прямо чувствовалась, была горда тем, что она родилась, выросла и работает в этом городе. Она с особым трепетом рассказывала и об устройстве городского вече, и о порядках-нравах, я прям сама прониклась. А ещё она особо подчеркивала, что они были независимы от Новгорода ![]() После экскурсии мы зашли в собор, мы как раз попали на Троицу - престольный праздник. Народу было очень много, поэтому толком не удалось рассмотреть роспись и иконостас. Что сразу бросилось в глаза - пространство храма, оно наполнено светом и как будто дышит. Впечатлило...
__________________
Давай уедем туда,где камни дышат,где море неспешно берег лижет,под старыми пальмами солнце светит,слепит в глаза... |
![]() |
![]() |
![]() |
#6 |
Автор
![]() Регистрация: 27.07.2011
Адрес: г. Балашиха, мкр. ЗАРЯ
Сообщений: 1,288
Репутация: 665247
|
19.06.2016. Псков (продолжение).
После обеда мы решили отправиться в Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему не был затронут антицерковными и антирелигиозными мероприятиями Советской власти. Монастырь находится в 60 км от нашего отеля. Мы примерно посмотрели дорогу, на ресепшен нам тоже рассказали, как примерно ехать. Сели-поехали. Приехали, выходим, дворик какой-то зеленый, красивый... Ссылка скрыта Ссылка скрыта Но монастырём как-то слабо пахнет. Проходим чуть дальше и видим Ссылка скрыта Конечно! Не доехали! Навигатор-то не для нас придумали... ![]() После Изборска мы загрузили навигатор, который привел нас в город печоры на Октябрьскую площадь (видимо, это уже традиция - начинать знакомство с городом с Октябрьской площади). Пока мы осматривали площадь Ссылка скрыта Ссылка скрыта Мне на телефон пришла замечательная смс, я аж присвистнула от удивления)))) Ссылка скрыта Как говорится, ОноночО, Михалыч. Вот ходишь по земле русской, а твой мобильный оператор утверждает, что ты уже на земле эстонской... ![]() ![]() ![]() Ну ладно, поулыбались, пора идти в нужное нам место. Когда-то на этом месте, называемом Приезжий двор, стояла небольшая церковь, перенесенная сюда в далеком 1540 году из монастыря и ставшая первым храмом в начавшей создаваться подмонастырской слободе. Дерево, из которого она была построена, не выдержало испытания временем, и в 1778 году появилось решение о строительстве каменного храма с каменной же оградой и воротами. Над входом вознеслась трехъярусная колокольня. Возведение храма относят к периоду с 1817 по 1860 год. Праздник Сорока мучеников Севастийских берет свое начало с 4 века. В это время, согласно церковной летописи, войска святого Константина готовились к войне, а его соправитель Ликиний принял решение очистить принадлежащее ему войско от христиан. Тогда в 320 году неподалеку от армянского городка Севастии была казнена большая дружина, состоящая из сорока каппадокийцев, которые исповедовали христианство. С воинов сняли одежды в лютый мороз и вывели на обледенелое озеро и, чтобы окончательно сломить их, рядом с берегом растопили баню. Один воин не выдержал напора и бросился к бане, но прямо перед ней упал замертво. Ночью лед растаял, а вода стала теплой; над головами всех воинов появились светлые круги, а охраняющий их стражник уверовал в Бога и присоединился к ним. Наутро все мученики остались живы. Тогда стражи вывели их из воды и зверски перебили им голени. После казни тела сорока мучеников сожгли. В честь великой смелости и твердости духа пострадавших было решено возвести храм. С этой дорогой связана одна из легенд монастыря. Приезжал в Псково-Печерский монастырь помолиться Иван Грозный. Игумен Корнилий, возглавляющий мужской монастырь в то время, решил воспользоваться моментом и попросил разрешения у государя на возведение крепостной стены в Печорах вокруг монастырских построек. Со всей щедрой царской душенькой, Иван Грозный дал добро, только крепость должна была быть не больше шкуры быка. Корнилий смекнул, разрезал бычью шкуру на полоски, растянул их по периметру монастыря и по ним построил крепостные стены. Спустя семь лет государь-батюшка вновь посетил Печоры. Увидев большую крепость, Иван Грозный так разгневался, что отрубил мечом голову Корнилию, который гостеприимно встречал царя у ворот с хлебом и солью. И покатилась голова игумена по склону вниз. Тут же содрогнулся государь, осознал, что сделал, поймал тело Корнилия и понес к Успенской церкви Псково-Печерского мужского монастыря. Этот спуск теперь называют Кровавый путь, или Корнилиевская дорожка. Здесь предлагаю остановиться на истории данного, не побоюсь этого слова, легендарного монастыря. Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца прекрасное пение, доносившееся как будто из-под земли. Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”. Открытие этой пещеры относится к 1392 г. Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка. Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом, став первой постриженницей обители. В сле*дующую ночь после погребения гроб ее чудным образом оказался на поверхности. Священник Иоанн и духовник Вассы повторно совершили отпевание, думая, что ранее ими было что-то пропущено в надгробном пении. Однако и после этого гроб с телом Вассы невидимой силой был выставлен из земли. Иона принял это как знак свыше и гроб был оставлен на поверхности. С того случая не прекращается чудесное действие благодати в монастырских пещерах: на протяжении столетий гробы с телами иноков, равно как и павших воинов и просто жителей печорского посада не предаются земле, а составляются в склепах друг на друга. После кончины преподобной Вассы к Ионе начали приходить другие подвижники. Его преемник иеромонах Мисаил поставил на самой горе деревянную церковь Антония и Феодосия Киево-Печорских, там же были срублены кельи насельников. Вскоре, однако, монастырь на горе (так называемый Ветхий) был сожжен людьми Ливонского Ордена. В 1520-х годах, при игумене Дорофее монастырь был перенесен к подножию горы, Успенская церковь расширена, устроен пещерный храм во имя преп. Антония и Феодосия. Была построена церковь во имя Сорока Севастийских мучеников, начато сооружение монастырской звонницы. Благовещенский храм был одним из первых каменных зданий монастырского комплекса. Раньше на его месте стояла церковь Сорока Мучеников Севастийских. Строительство храма было завершено в 41 году 16-го столетия. Точное число захоронений в Богом зданных пещерах не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, "ратных людей" - защитников монастыря. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность. Нам посчастливилось попасть в пещеры. Дело в том, что пускают туда по предварительному согласованию (не уверена, что с настоятелем монастыря, но с кем-то из главенствующих...). Когда мы подошли ко входу, там стояло несколько военнослужащих, они беседовали с монахом. Часть из военнослужащих приехала в гости к кому-то из служащих в псковской дивизии. В общем, они договорились с монахом, а монах с руководством. Ну а мы оказались за компанию... Впечатляет. Честно. Очень сильно впечатляет. Особенно пещерный некрополь, где гробы стоят друг на друге, где-то на них видна плесень, а запаха реально никакого нет. Вот как хочешь, так и объясняй этот факт... Провели нас и к кануну, который установлен в завершении центральной улицы. За кануном установлен большой деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей - митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и умер в 1961 году. Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях, и Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). После пещер мы ещё зашли в Благовещенскую церковь, потом немного осмотрели окрестности. Собор в честь архистратига Божьего Михаила является самым большим строением монастыря. Был сооружён в 1815—1827 годах по проекту итальянского архитектора Л. И. Руска в стиле классицизма. Собор построен в память избавления Пскова от нашествия Наполеона, произошедшего после совершения крестного хода с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери вокруг Пскова. В ночь на следующий день (8 (20) октября 1812 года) русские войска под командованием генерал-фельдмаршала, графа П. Х. Витгенштейна освободили Полоцк (Второе сражение под Полоцком), тем самым избавив Псков от опасности. На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена командиров и число воинов корпуса П.Х.Витгенштейна. Святыней храма является десница святой мученицы Татианы, переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году. Ну и немного местной флоры ![]() Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта После осмотра монастыря мы решили пройтись вдоль крепостных стен Ссылка скрыта Ссылка скрыта Ссылка скрыта Псково-Печерская обитель с самого начала своей истории подвергалась испытаниям и несчастьям. Труды первых строителей были уничтожены набегом лифляндцев, которые разрушили и сожгли все деревянные постройки монастыря, разграбили монастырское имущество. В середине XVI века над Россией нависла опасность вторжения польско-литовских завоевателей с северо-западных рубежей. На их пути стояла Печерская обитель. Опасность вторжения иноземцев стала одной из причин начала строительства каменной ограды вокруг монастыря в 1558 году. Массивная ограда из каменных плит с семью крепостными башнями и тремя укрепленными воротами была возведена к 1565 году. Каменные стены сделали монастырь почти неприступной крепостью. В настоящее время крепостные монастырские стены протяженностью 810 метров укреплены девятью башнями. Вот таким выдалось у нас путешествие в Псково-Печерский монастырь. По мне - место очень благодатное, как только снова буду на Псковской земле - обязательно вернусь.
__________________
Давай уедем туда,где камни дышат,где море неспешно берег лижет,под старыми пальмами солнце светит,слепит в глаза... |
![]() |
![]() |
![]() |
#7 |
Участник
![]() Регистрация: 03.02.2013
Адрес: г.Красногорск
Сообщений: 120
Репутация: 45406
|
Лизетта, спасибо за чудесные фотографии и интересный рассказ, получила огромное удовольствие. У Вас хорошая семья, Вы очень похожи на свою моложавую маму.
![]() ![]() |
![]() |
![]() |