|
Пища для души, фильмы, книги, музыка Фильмы, Музыка, Стихи, Книги, Искусство, Творчество |
|
Опции темы |
30.03.2009, 23:29 | #1 |
Участник
Регистрация: 07.02.2007
Сообщений: 2,774
Репутация: 12212
|
Минги-Тау (Эльбрус) и Мирча Элиаде
ШАМАНСКИЕ ИДЕОЛОГИИ И ТЕХНИКИ У ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ
mingitau 1.jpg Скифы, кавказские народы, иранцы Геродот оставил нам хорошее описание погребальных обычаев скифов. По окончании погребальных церемоний приступали к очищениям: на раскаленные камни бросали коноплю и вдыхали дым от нее; "скифы издают неистовые вопли удовольствия, находясь в этом дыму". Карл Мейли очень хорошо осветил шаманский характер этого погребального очищения; культ умерших, использование конопли, удушье и "крики" составляют по сути специфический религиозный комплекс, целью которого мог быть только экстаз. Мейли в связи с этим приводит описание Радловым подобного обряда на Алтае, во время которого шаман провожает в Ад душу умершей сорок дней назад женщины. В описании Геродота не обозначен шаман-проводник душ: он говорит только об очищениях, наступающих после погребальных церемоний. Но такие очистительные церемонии у многих тюрко-татарских народов совпадают с проводами шаманом умершего в его новое обиталище, Ад. Меули обратил внимание на "шаманскую" структуру скифских загробных верований, на таинственную "женскую болезнь", которая, согласно легенде, рассказанной Геродотом, превратила многих скифов в "Энареев" и которую швейцарский ученый сравнивает с андрогинией сибирских и североамериканских шаманов, а также на "шаманское" происхождение Аримаспеи, и даже всей эпической поэзии вообще. Обсуждение этих мнений мы оставляем более компетентным специалистам. По крайней мере, один факт является достоверным: шаманизм и экстаз с использованием дыма конопли были известны скифам. Как мы сейчас увидим, применение конопли в целях достижения экстаза зафиксировано также у иранцев: именно иранское название конопли стало обозначенем мистического опьянения в Средней и Северной Азии. Как известно, кавказские народы, особенно осетины, сохранили много мифологических и религиозных традиций скифов. Загробные концепции некоторых кавказских народов близки к представлениям иранцев, особенно в сюжетах перехода умершего по узкому, как волос, мосту, в мифе о Космическом Древе, верхушка которого касается Неба, а у корня бьет чудесный источник, и т. п.. С другой стороны, вещуны, визионеры и некроманты-проводники душ играют определенную роль у горных грузинских племен; важнейшими среди этих чародеев и экстатиков являются мессулетхе, которых набирают чаще всего среди женщин и молодых девушек. Их главная функция -- сопровождать души умерших на тот свет; но они могут также воплощать их, и тогда умершие говорят их устами; проводник душ или некромантка, мессулетхе выполняет свою миссию в трансе. Все это в совокупности удивительно напоминает алтайский шаманизм. Но в какой мере данное положение вещей отражает верования и техники "иранцев Европы", то есть сармато-скифов, определить невозможно. Мы отметили поразительное сходство между загробными концепциями народов Кавказа и иранцев. Действительно, в иранской погребальной мифологии существенную роль играет Мост Чинват; переход через него в некотором смысле определяет предназначение души и является трудным испытанием, структурно равнозначным инициационному: Мост Чинват является как бы "многогранной балкой" и разделен на несколько переходов; для праведных он просторный, "девять копий в ширину", а для безбожников -- узкий, как "лезвие бритвы". Мост Чинват находится в "Центре Мира". В "Центре Земли", "на высоте 800 людей" возвышается Какад-и-Даитик, "Пик Суда", а Мост Чинват тянется от Какад-и-Даитик до самого Эльбруса; это означает, что мост соединяет в "Центре" Землю и Небо. Под Мостом Чинват открывается отверстие Ада: традиция представляет его как "продолжение Эльбруса". Перед нами "классическая" космологическая схема трех космических областей, соединенных центральной осью (Колонна, Древо, Мост и т. д.). Шаманы свободно передвигаются между тремя зонами; умершие должны пройти через мост во время своего путешествия в потусторонний мир. Этот погребальный мотив мы неоднократно встречали и еще не раз встретим. В иранской традиции (по крайней мере в той форме, которая сохранилась после реформы Заратустры) существенным является то, что во время перехода души через мост происходит своеобразная битва между демонами, которые пытаются сбросить ее в Ад, и препятствующими им духами-покровителями (которых для этого призывают родственники умершего): это Аристат, "проводник земных и небесных существ", и добрый Вайу. На мосту Вайу поддерживает души набожных людей; души мертвых также приходят на помощь. Функция проводника душ, которую выполняет Вайу, может отражать "шаманскую" идеологию. В Гатхах трижды упоминается этот переход через Мост Чинват. В двух первых фрагментах Заратустра, согласно интерпретации Ниберга, говорит о себе как о проводнике душ: те, кто соединился с ним в экстазе, легко пройдут через мост; безбожники, его противники, навсегда останутся "жителями дома Зла". Мост служит, по существу, не только переходом для умерших; он является, кроме того, -- и мы неоднократно встречали его в этом значении -- дорогой экстатиков. Именно в состоянии экстаза Арда Вираф переходит через Мост Чинват во время своего мистического путешествия. Согласно интерпретации Ниберга, Заратустра должен был быть экстатиком, очень близким к "шаману" по религиозному опыту. Шведский ученый считает, что в гатхическом термине мага можно найти доказательство того, что Заратустра и его ученики вызывали религиозные переживания посредством хорового ритуального пения, которое они совершали в закрытом, специально для этого отведенном пространстве. В этом особом священном пространстве (мага) становилось возможным сообщение между Небом и Землей, то есть, согласно повсеместно распространенной диалектике, священное пространство становится "Центром". Ниберг подчеркивает тот факт, что это сообщение было экстатической природы, и именно мистические переживания "певцов" сравнивает с настоящим шаманизмом. Эта интерпретация вызвала несогласие большинства иранистов. Заметим, однако, что подобие между экстатическими и мифологическими элементами, которые можно найти в религии Заратустры, с одной стороны, и шаманскими техниками и идеологией, с другой, интегрируется в более широкий ансамбль, который никак не указывает на "шаманскую" структуру религиозного опыта Заратустры. Священное пространство, значение песни, мистическая или символическая связь между Небом и Землей, мост погребения или посвящения -- эти различные элементы, хотя и составляют общую часть азиатского шаманизма, тем не менее предшествуют ему и -- не укладываются в него. Во всяком случае, шаманский экстаз, вызванный дымом конопли, был известен в Древнем Иране. Бангха не упоминается в Гатхах, но в Фраваши-яшт говорится о некоем Пуру-бангха, "обладателе большого количества конопли". В Яшт говорится об Ахура Мазда "без транса и без конопли", а в Видевдат конопля демонизирована. Мы считаем, что это доказывает полную враждебность шаманскому опьянению, которое, иранцы, вероятно, использовали и, видимо, в той же мере, что и скифы. Достоверно лишь то, что Арда Вираф обрел свое видение после употребления напитка из вина и "наркотика Виштасп", который усыпил его на семь дней и семь ночей96. Его сон напоминает скорее трансы шаманов, поскольку, как говорится в "Арда Вираф", "душа Вирафа оставила тело и отправилась на Мост Чинват, на Какад-и-Даитик. Через семь дней она вернулась и снова вошла в тело". Вираф, как и Данте, посетил все места маздеистского Рая и Ада, видел страдания безбожников и награды для праведников. С этой точки зрения, его загробное путешествие следует сравнить с рассказами о шаманских нисхождениях, поскольку некоторые из них, как мы видели, также говорят о наказаниях для грешников. Представление Ада у шаманов Средней Азии подверглось, вероятно, влиянию восточных идей, особенно иранских. Однако это не значит, что шаманское нисхождение в Ад возникло из экзотического влияния; восточный вклад вызвал только развитие и украшение драматических сценариев наказаний; именно эти рассказы об экстатических путешествиях в Ад обогатились в результате восточных влияний; экстаз был намного более ранним, чем эти влияния (по сути, технику экстаза мы встретили и в архаических культурах, в которых невозможно подозревать влияния Древнего Востока). Таким образом, мы не можем гадать о возможном "шаманском" опыте самого Заратустры, но не подлежит сомнению, что самая элементарная техника экстаза -- опьянение коноплей -- была известна древним иранцам. Ничто не мешает считать, что иранцы знали и другие составные элементы шаманизма, например магический полет (зафиксированный у скифов?!) или вознесение на Небо. Арда Вираф сделал "первый шаг" -- и достиг сферы звезд, "второй шаг" -- и достиг сферы Луны, "третий шаг" привел его к свету, который называют "высочайшим из высочайших", "четвертый шаг" -- к свету Гаротмана. Независимо от космологии этого вознесения, символизм "шагов" -- мы еще встретим его в мифе о рождении Будды -- очень точно совпадает с символизмом "ступеней", или надрезов, на шаманском дереве. Вся эта совокупность символик тесно связана с ритуальным вознесением на Небо. А вознесения, как мы уже много раз замечали, составляют неотъемлемую часть шаманизма. Значение опьянения, достигаемого благодаря конопле, подтверждается, с другой стороны, широчайшим распространением этого иранского термина в Средней Азии. Иранское слово bangha -- "конопля", стало во многих угро-финских языках обозначением как специально шаманского гриба, agaricus muscarius (употребляемого исключительно в качестве интоксикационного средства до или во время сеанса), так и самого опьянения: достаточно сравнить, например, вогульское (мансийское) панкх -- "гриб" (agaricus muscarius), мордовское панга, панго или черемисское (марийское) понго -- "гриб". В северовогульском языке панкх обозначает также "опьянение", "пьянство". В гимнах божествам также упоминается экстаз, вызванный интоксикацией грибами. Эти факты доказывают, что магико-религиозный престиж интоксикации в экстатических целях имеет иранское происхождение. Бангха, вместе с другими иранскими влияниями в Средней Азии, к которым мы еще вернемся, свидетельствует о высоком религиозном авторитете Ирана. Возможно, что техника шаманской интоксикации у угро-финнов имеет иранское происхождение. Но какое это имеет отношение к первоначальному шаманскому опыту? Наркотики являются только вульгарным заменителем "чистого" транса. Мы уже имели возможность зафиксировать у нескольких сибирских народов тот факт, что интоксикации (алкоголь, табак и т. п.) являются недавними нововведениями и знаменуют собой определенный упадок шаманской техники. Наркотическим опьянением пытаются имитировать духовное состояние, которое уже не удается достичь иным способом. Упадок и, следует добавить, вульгаризация мистической техники, как в Древней и современной Индии, так и на всем Востоке, -- повсюду мы встречаем это странное смешение "трудных" и "легких" путей достижения мистического экстаза или какого-либо иного решающего переживания. В мистических традициях исламизированного Ирана нелегко отличить то, что является народным наследием, от того, что отражает влияние ислама или Востока. Однако не подлежит никакому сомнению, что многие легенды и чудеса, зафиксированные в персидской агиографии, относятся к универсальным основам магии, особенно к шаманизму. Достаточно просмотреть два тома "Святых дервишей" Уара, чтобы на каждой странице обнаружить чудеса в традициях чистейшего шаманизма: вознесения на Небо, магические полеты, исчезновения, хождение по воде, исцеления и т. п. С другой стороны, следует также помнить о роли гашиша и других наркотиков в исламской мистике, хотя самые чистые из святых не пользовались такими суррогатами. Наконец, наряду с распространением ислама среди среднеазиатских тюрков, некоторые шаманские элементы были ассимилированы мусульманскими мистиками. Профессор Копрюлюзаде говорит, что, "согласно легенде, Ахмед Есеви и некоторые из его дервишей были способны летать, превращаясь в птиц". Аналогичные легенды существовали о святых [ордена] Бекташи. В XIII веке Барак Баба -- основатель ордена, характерным ритуальным знаком которого была "прическа с двумя рогами", -- публично показывался верхом на страусе, и легенда гласит, что "под влинием своего всадника страус немного летал". Возможно, что эти детали действительно обусловлены влиянием тюрко-монгольского шаманизма, как утверждает этот ученый-тюрколог. Однако способность превращаться в птицу присуща идеологии любого вида шаманизма, как тюрко-монгольского, так и арктического, американского, индийского или океанийского. Что касается появления страуса в легенде о Барак Бабе, то здесь скорее следует заподозрить южное происхождение. |
|
31.03.2009, 22:11 | #2 |
Участник
Регистрация: 07.02.2007
Сообщений: 2,774
Репутация: 12212
|
...Арий Оседень совершил поход в Междуречье и завоевал Вавилон, убив там дракона Ажи-Дахаку (ю.-слав. Аждер, рус. Ящер).От Междуречья он пошел через Малую Азию в Европу, завоевал Балканы и Подунавье.
Совершил морской поход к Кавказу. И завоевал Северный Кавказ, победив там змея Ладона. На горе Алатырской (Зльбрусе) Он получил Завет Всевышнего. Русские веды. КНИГА ВЕЛЕСА. Под редакцией А.И.Асова |
31.03.2009, 23:04 | #3 |
Участник
Регистрация: 07.02.2007
Сообщений: 2,774
Репутация: 12212
|
... если отбросить научно-социальные интерпретации и посмотреть на небо, на полумесяц..., то можно увидеть свет уходящего дня...
|
01.04.2009, 12:15 | #4 |
Участник
Регистрация: 21.01.2008
Адрес: в горах у моря :-)
Сообщений: 4,384
|
Удивительно извилисты пути к Роду...
Ещё удивительней, что явное и лежащее на виду перемежается с навью и через некоторое время становится легендами и сказками, а мы ходим мимо и не видим в этом ничего кроме детских сказок и былин. Тоже сейчас перелопачиваю все доступные источники, правда чисто с практической целью - нашла тут несколько языческих символов и хочется понять историю их появления здесь.
__________________
День сегодня ясный. Хотелось бы, чтобы в душах, умах и сердцах окружающих, была бы такая же ясность. |
01.04.2009, 13:25 | #5 | |
Участник
Регистрация: 07.02.2007
Сообщений: 2,774
Репутация: 12212
|
Милорад Павич в своей книге Хазарский словарь (мужская и женская версия) пишет...
Цитата:
|
|
01.04.2009, 13:34 | #6 | ||
Участник
Регистрация: 07.02.2007
Сообщений: 2,774
Репутация: 12212
|
Цитата:
Цитата:
|
||
01.04.2009, 14:09 | #7 | ||
Участник
Регистрация: 21.01.2008
Адрес: в горах у моря :-)
Сообщений: 4,384
|
Цитата:
Цитата:
Вообще весь последний год, гуляя по окрестностям чувствую и вижу отражения язычества. То ли у меня "сдвиг по фазе" на собственном интересе к этому, то ли действительно попала " тридевятое царство .."
__________________
День сегодня ясный. Хотелось бы, чтобы в душах, умах и сердцах окружающих, была бы такая же ясность. |
||
01.04.2009, 14:47 | #8 | ||
Участник
Регистрация: 07.02.2007
Сообщений: 2,774
Репутация: 12212
|
Цитата:
Цитата:
|
||
01.04.2009, 15:37 | #9 | ||
Участник
Регистрация: 21.01.2008
Адрес: в горах у моря :-)
Сообщений: 4,384
|
Цитата:
Официальный сайт с архивами : Ссылка скрыта вдруг пригодится Цитата:
__________________
День сегодня ясный. Хотелось бы, чтобы в душах, умах и сердцах окружающих, была бы такая же ясность. |
||
01.04.2009, 17:00 | #10 | |
Участник
Регистрация: 07.02.2007
Сообщений: 2,774
Репутация: 12212
|
при случае обязательно...
Александр Дюма (АтЭц) путешествовал по Кавказу, в результате в литературе появился труд, который так и называется "Кавказ"... Цитата:
|
|