|
О жизни и Политике в мире Что происходит в нашей стране, к чему мы катимся, ваши мнения. |
![]() |
|
Опции темы |
![]() |
#1 |
Участник
![]() Регистрация: 21.01.2008
Адрес: в горах у моря :-)
Сообщений: 4,384
|
СВЯТОЕ: что это? Разница в вербальном и образном восприятии «святого» россиянами.
Любопытным мне показался обзор, решила поделиться :
СВЯТОЕ: что это? Разница в вербальном и образном восприятии «святого» российскими гражданами. Mnogodetnoe-schaste-Kanyisheva-Elena1.jpg Автор: Канышева Елена В очередном выпуске Непосредственных вопросов службой Среда предпринята попытка сопоставления вербальной и невербальной картин святого для россиян. С одной стороны, приведены результаты всероссийского репрезентативного опроса (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка: 1500 человек), в рамках которого респондентам был задан вопрос «Есть ли для Вас что-то святое? И, если есть, то что это?» (вопрос был открытым, т.е. варианты ответа не предлагались). С другой стороны, представлены результаты анализа 1000 фотографий, полученных от участников Всероссийского Фотоконкурса «Святое и ценное в России», который открылся в мае 2012 г. К участию в Конкурсе были допущены все желающие, независимо от уровня владения фотоаппаратом. Главное требование к конкурсным работам — снимки должны отражать святое и ценное для их автора. Итак, что россияне называют святым и что видят святым? Святое есть! – считает подавляющее число опрошенных Абсолютное большинство россиян — 91% — подтвердили, что для них есть что-то святое, в то время как 8% затруднились с ответом и лишь 1% ответили отрицательно. Жители крупных городов, бездетные россияне и респонденты, считающие себя одинокими, чаще остальных затрудняются сказать, есть ли для них что-то святое. Вербальная и образная картины святого Если опрос можно рассматривать как констатацию факта в его общем понимании (что является святым для человека?), то фотографии – это реальные воплощения этих фактов во всем их многообразии (в чем это святое воплощается?). ![]() СЛОВА Абсолютное большинство россиян (79%), опрошенных в ходе всероссийского исследования, называют святым семью, родных, их здоровье и благополучие. При этом второй по популярности ответ — Родина, патриотизм — набрал лишь 7% голосов. На третьем и четвёртом месте «Бог, святые, церковь, вера в Бога» (6%) и «Совесть, моральные принципы» (5%). ![]() ОБРАЗЫ SHHerbakova-YAna-SHHerbinka-Detskaya-druzhba-ne-znaet-natsionalnosti-Nominatsiya-Lyudi.jpg Автор: Щербакова Яна Всю полноту образов, воплощённых в рамках Фотоконкурса «Святое и ценное», невозможно вместить в сухие цифры, полученные в ходе опроса. Однако, если использовать эти варианты ответов для классификации снимков, мы получим совершенно иную картину святого и ценного. К примеру, если в ходе опроса семью и родных святыми назвали 79% респондентов, то есть их абсолютное большинство, то среди присланных фотографий к теме семьи и родных в целом можно отнести только 16%. При этом, на 7% снимков изображены только дети. В то же время Бог, Церковь и вера, по результатам опроса, святы для 6% россиян, тогда как в рамках Фотоконкурса темам веры и религии посвящено 30% снимков. Святость любви и дружбы символизируют по 5% полученных фотографий, а в ходе опроса эти ценности назвали святыми лишь 1% и 2% респондентов соответственно. Природа и животные запечатлены почти на каждом десятом снимке, при этом в ходе опроса всего 1% респондентов признался, что природа для него относится к сфере святого. Исходя из содержания фотографий и сопроводительных писем авторов, нельзя однозначно отнести полученные изображения к таким ответам, как «Родина, патриотизм», «Совесть, моральные принципы», «Жизнь» и «Мир». Относительное сопоставление вербальной и невербальной картин святого по этим категориям будет рассмотрено ниже. Kruglikova-Natalya-Lyubov-dlinnoyu-v-zhizn1.jpg Автор: Кругликова Наталья При этом на фотографиях отображен ряд святых и ценных для россиян образов, не нашедших воплощения в ходе устного опроса. Так, около 3% снимков призывают испытать сочувствие и ответственность в отношении «незащищённых» слоёв населения и могут быть объединены в условную группу Социальной проблематики: на них запечатлены инвалиды, нищие и бездомные. Около 3% фотографий демонстрируют разнообразие этнических культур, самобытность малых групп. До 10% изображений объединены темой русской культуры и традиции, быта и народности. Наконец, около 5% фотографий поднимают вопрос «святой старости», изображая людей в почтенном возрасте в различные моменты жизни, делая акцент на эмоциональной составляющей фотографии. Авторы таких портретов, как правило, всегда добавляют к своим снимкам описание, призванное усилить чувство уважения и сопереживания пожилым людям. Около 5% работ затрагивают с разных сторон тему Великой Отечественной Войны, символизируя горечь потери, радость победы и уважение к подвигу. Изображаются ветераны (и танцующие, и смеющиеся, и плачущие), парады и гуляния в праздник 9 мая, а также символы победы: георгиевская лента, гвоздика, свечи, старые фотографии, медали, вечный огонь. ![]() Семья : 79% на словах и 16% в образах Radost-Tagaeva-Ekaterina1.jpg Автор: Тагаева Екатерина 1. Прежде всего семья является святым для домохозяек (95% из них высказываются об этом), а вот для для бездетных россиян старше 40 лет семья представляет наименьшую ценность (48%). 2. С увеличением возраста ценность семьи как святого падает. Так, семья — это святое для 84% молодёжи до 34 лет и 68% пожилых людей старше 65 лет. 3. На восприятие семьи как святого влияет наличие детей: семья свята для 72% бездетных опрошенных и для 82% опрошенных с двумя и более детьми. 4. С уменьшением населённого пункта увеличивается число людей, которые воспринимают семью как святое: 72% жителей городов с населением в 1 млн. и 83% жителей сёл. 5. Реже, чем в среднем по России, считают святым семью россияне, называющие себя одинокими (57%) или больными (68%), с образованием ниже среднего (69%), не доверяющие Патриарху (70%), неверующие (72%) и жители Северо-Западного ФО (72%). 6. Чаще, чем в среднем по России, называют семью святым активные интернет-пользователи (84%) и аудитория печатных СМИ (83%), россияне со школьным образованием (83%), причисляющие себя к среднему классу (83%), считающие себя счастливыми (83%) и женщины (82%). В 16% условно выделенных «семейных» фотографий входят в том числе и снимки, символизирующие ценность материнства, отцовства и рождения жизни. Так, из 16% фотографий, относящихся к теме семьи… 1. 7% запечатлевают детей 2. 5% — маленького ребёнка с одним из родителей 3. 2% — грудного младенца на руках у матери 4. 1% — семью в полном или расширенном составе 5. 1% — беременную женщину или кормящую мать Родина: 7% на словах и неограниченные формы выражения в фотографиях 1. В то время как представление о святости семьи с возрастом угасает, святость Родины, напротив, растёт: Родину называют святым 14% опрошенных старше 65 лет и 2% опрошенных от 25 до 34 лет. 2. Пол, образование, уровень дохода, вероисповедание и доверие Церкви и Патриарху не влияют на восприятие Родины как святого. 3. Чаще всех о Родине как о святом говорят россияне с активной гражданской позицией (15%), реже всех — опрошенные от 25 до 34 лет, работники сферы услуг и респонденты, заявившие о желании жить в другой стане (по 2% в каждой группе). 4. Чаще, чем в среднем, называют Родину святым жители городов-миллионников (11%) и Северо-Западного ФО (12%), родители троих и более детей (12%), избиратели Геннадия Зюганова (12%). 5. Реже, чем в среднем, Родина оказывается святым для интернет-аудитории (4%), рабочих (5%), россиян, причисляющих себя к среднему классу (5%). Родина и Патриотизм в фотографиях SHatalova-Lyubov-Moskva-Rus-bogatyirskaya-Bog-prisutstvuet-vezde.jpg Автор: Шаталова Любовь Присылаемые на конкурс фотографии нельзя с абсолютной однозначностью отнести к теме Родины и патриотизма, которая визуально может раскрываться сразу в нескольких направлениях: русская природа, сельский быт, культура и традиция, День победы. Вывод о том, что на фотографиях запечатлен образ Родины, был сделан, исходя из сопроводительных писем конкурсантов и названий их снимков. Поэтому сложно с достоверностью указать процентную долю фотографий, символизирующих святость Родины. Тем не менее, Родину для участников Фотоконкурса «Святое и ценное», в первую очередь, олицетворяют красота русской природы и её необъятные просторы. Подтверждают это примерно 4% фотографий. Тема Родины также раскрывается в зарисовках сельской жизни и деревенского быта (2% фотографий). Безусловно, образ Родины частично воплощается и в череде фотографий, посвящённых культуре: традиционные гулянья, национальный костюм, рукоделие, народное творчество (порядка 3%). Наконец, тема патриотизма раскрывается в воспоминаниях о Великой Отечественной Войне: фотографии с парадов и гуляний 9 мая, портреты ветеранов, памятники и обелиски, георгиевские ленты, гвоздики и свечи (приблизительно 1%). Стоит отметить, что обелиски и памятники Великой Отечественной Войны являются, пожалуй, единственным слабым отголоском темы государственности во всём многообразии полученных фотографий. Таким образом, можно говорить о вытеснении государственности из ряда «святых» понятий в сознании респондентов. Бог, вера, Церковь: 6% на словах и 30% в образах CHuprinin-Mihail-Kaluzhskaya-oblast-Mishen-neozhidannoe-svyatoe.jpg Автор: Чупринин Михаил 1. Святость «Бога, веры, Церкви» увеличивается с возрастом: от 3% опрошенных до 24 лет и для 9% опрошенных старше 65 лет. 2. Пол, образование, род занятости, доход и число детей не влияют на восприятие святости веры в Бога. 3. О святости Бога, веры и Церкви чаще всего заявляют опрошенные, регулярно посещающие богослужения (26%) и высоко чувствующие свою принадлежность к местному приходу (19%). Интересно, что о святости семьи прихожане при этом говорят значительно реже, чем в среднем (68%). Реже всех о святости веры и Бога заявляют молодые опрошенные и рабочие (4%). 4. Чаще, чем в среднем, о святости веры говорят работники сферы образования (13%), занимающиеся благотворительностью (11%), жители городов-миллионников (10%), называющие себя больными (10%) и жители Приволжского ФО (9%). Вера и религия в фотографиях С православной тематикой связана основная часть фотографий, присылаемых на конкурс «Святое и ценное», — и это самая популярная направленность конкурсных работ. При этом, около 15% снимков изображают православные храмы и монастыри (как внешнее, так и внутреннее убранство), ещё более 10% — православную жизнь (богослужения, Таинства, паломники, прихожане и священнослужители). На ряде фотографий запечатлены символы православия (Кресты, Священное писание, иконы, свечи). Интересно, что ряд снимков монастырей и храмов показывает ветхие, уже не функционирующие здания, а другие фотографии — разрушенные монастыри и храмы в процессе восстановления и реконструкции. Также отдельно стоит отметить значительное количество фотопортретов священнослужителей (чаще сфокусированных на выражении лица и взгляде), знакомых или не знакомых автору фото, и отдельно — ряд фотографий, которые можно было бы объединить общим названием «Дети в православном храме». Однако, православная тематика является лидирующей, но не единственной составляющей группы снимков на тему веры и религии. Среди полученных работ присутствуют и фотографии со служений в мечетях, и изображения внутреннего и внешнего убранства мечетей. Ряд работ посвящён буддизму и шаманизму, в то время как снимков из католической или протестантской религиозной жизни получено не было. Совесть и мораль: 5% на словах и 8% в фотографиях 1. Святость совести и моральных принципов во многом определяется возрастом респондентов: среди опрошенных старше 65 лет о значимости этих понятий заявляют 14%, а вот среди россиян от 25 до 34 лет – лишь 1%. 2. Реже всех о моральных принципах вспоминают безработные, ищущие работу, и те, кто готов открыть свой бизнес. 3. Чаще всех об этих понятиях говорят больные респонденты, неработающие пенсионеры, избиратели Геннадия Зюганова. В рамках Фотоконкурса «Святое и ценное» к категории «Совесть и мораль» (исходя, в первую очередь, из посыла самих авторов работ) можно отнести немногочисленные снимки, символизирующие уважение к старости, гордость за ветеранов, снисхождение и помощь бездомным и нищим. К примеру, ряд авторов фотографий на тему ВОВ, запечатлевая юное поколение рядом с ветеранами и моменты вручения ветеранам наград, ставит акцент на необходимости чтить память и не забывать о долге перед старшим поколением. В общей сложности фотографии, затрагивающие вопросы совести и морали, составляют не более 8%. СВЯТОЕ ЭТО ТАКЖЕ.. Muhamedgalieva-Vasilya-CHelyabinsk-Vsyo-vperedi-Za-e`to-ya-gotov-umeret.jpg Автор: Мухамедгалиева Василя Жизнь (3% на словах) Что касается понятия «жизнь», то чаще святым его признают мужчины, чем женщины, люди с доходом выше среднего, жители Центрального ФО, интеллигенция и россияне, которые носят нательные кресты. Реже в этом признаются жители городов с населением от 250 тыс. до 1 млн Дружба (2% на словах) Реже всего дружбу к понятию святое относят женщины от 25 до 34 лет и неработающие пенсионеры. Напротив, для мужчин, респондентов от 45 до 54 лет, бездетных и, что стоит отметить, госслужащих это понятие чаще входит в категорию «святого». Интересно, что «дружеские» фотографии запечатлевают в абсолютном большинстве или детскую, или подростковую дружбу. Вне категорий… Автор: Чикуров ИгорьCHikurov-Igor-Kemerovskaya-oblast-SHahtyor-Vladimir-Zimin-Lyudi.jpg Как уже говорилось выше, часть фотографий отражает темы, не затронутые в ходе всероссийского опроса: социальная ответственность, этническая самобытность, быт, святая старость и Отечественная война. Тем не менее, специфика визуального воплощения святого и ценного выражается в том, что однозначная и окончательная классификация фотографий не представляется возможной. Некоторые снимки, к примеру, являются постановочными и призваны воплотить личную задумку автора. Ряд фотографий неожиданно запечатлевает случайные кадры, фиксируя святое в моменте. Ряд фотографий отражает бытовые зарисовки, типичные для многих. Определенная группа фотографий — это старые снимки из детства самих авторов или их родных. Небольшая часть работ посвящена городскому пейзажу. Интересно, что бОльшая часть фотографий всё же запечатлевает не природу и не храмы, а людские портреты (более 50% снимков), случайно или через постановку, но людей разного возраста, принадлежащих к разным культурам и вероисповеданиям, разного социального статуса, разного семейного положения, знакомых или не знакомых — именно в людях, в первую очередь, воплощается святое и ценное для участников Фотоконкурса. Словами о святом: чаще и реже, чем в среднем по России Группа опрошенных//ЧАЩЕ, чем в среднем, называют святым// РЕЖЕ, чем в среднем, называют святым Опрошенные от 18 до 24 лет// Семья //Бог и вера Опрошенные старше 65 лет // Родина, Бог и совесть //Семья Неверующие //Семья Доверяющие Владимиру Путину//Семья // Совесть Мусульмане // Не имеют отличий от среднего Счастливые // Семья // Нет святого Предприниматели // Семья // Родина, совесть Благотворители // Вера и совесть // Интернет-аудитория // Семья // Родина и совесть Москвичи // // Совесть Высшее или специальное образование // Не имеют отличий от среднего Школьное образование // Семья Образование ниже среднего// Совесть // Семья Города-миллионники // Родина и совесть // Семья Города с население от 250 тыс. до 1 млн.// Бог и вера // Семья Сёла // Семья Центральный ФО // Семья // Совесть Приволжский ФО // Бог и вера Южный и Северо-Кавказский ФО // Совесть Северо-Западный ФО // Родина // Семья В оформлении релиза использованы фотографии участников Конкурса «Святое и ценное»
__________________
День сегодня ясный. Хотелось бы, чтобы в душах, умах и сердцах окружающих, была бы такая же ясность. |
![]() |
![]() |
|